РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Технология смыслового чтения и работа с текстом в условиях внедрения ФГОС ООО

Уважаемые коллеги! Тема нашего семинара: Технология смыслового чтения и работа с текстом в условиях внедрения ФГОС ООО.

Как вы думаете, какая деятельность особенно способствует развитию интеллекта ребенка?

Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Именно чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать».

Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привития интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Интерес к чтению в России неуклонно падает. 35% населения вообще не читает книги после школы. По данным опроса фонда «Общественное мнение», 44% россиян за год вообще не открывали ни одной книги. Россия уже давно потеряла статус самой читающей страны.

Каковы же причины падения интереса к книге?

  1. Отсутствие традиции проводить время за книгой в семье.
  2. Неумение подбирать литературу, учитывая возраст и жизненную ситуацию.
  3. Перенасыщенность школьной программы.
  4. Бесконтрольное использование компьютера и телевизора.

Причин ослабления интереса к чтению много, задача общества - найти выход из этой ситуации. В данной ситуации особая роль принадлежит смысловому чтению.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед образованием новые цели. При этом чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Рассмотрим этапы смыслового чтения.

  • Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).
  • Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы).
  • Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Только при наличии всех перечисленных этапов чтение действительно является смысловым, осознанным.

В заключение хочется отметить, что только смысловое чтение способно сделать ученика активным субъектом образовательного процесса, что особенно важно сейчас, на этапе перехода на новые образовательные стандарты.

Ученик сам активно взаимодействует со своими внутренними образами, устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Погружаясь в мир книги, ученик никогда уже не променяет ее на компьютер или телевизор.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика