РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Методы и приемы развития воображения детей в учебной деятельности

Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Г.К. Селевко подчеркивает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека .

Уровень сформированности воображения детей во многом зависит от применяемых методов обучения. Любая деятельность осуществляется теми или иными приемами (способами).

Е. Н. Кабанова-Меллер определяет прием учебной работы, как систему действий, которые служат для решения учебных задач. Разные приемы состоят из больших или меньших систем действий и используются для решения различного круга задач. Тем самым приемы выявляют, как учащиеся выполняют учебную деятельность. Они могут быть выражены в виде описания, правила, инструкции, указаний (в письменном или устном виде).

Младший школьный возраст является периодом, когда в процессе развития осуществляется переход от игровой деятельности к деятельности учебной.

Игра ребенка не просто воспоминание о пережитом, это еще и творческая переработка полученных впечатлений, комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам самого ребенка. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Разыгрывание сюжета и роли заполняет всю игру.

Для детей является важным выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиям все свои игровые действия. Появляются неписаные, но обязательные для играющих внутренние правила, вытекающие из роли и игровой ситуации. Д.Б. Эльконин отмечает, что чем больше развернута игра, тем больше этих внутренних правил, которые распространяются на все большее и большее количество игровых моментов: на ролевые взаимоотношения детей, на значения, приданные игрушкам, на последовательность в развертывании сюжета.

Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.

Существует несомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, не что иное, как игра. Игра это есть воплощенная - драматизированная, инсценированная сказка, а сказка – это игра – до своей инсценировки. В своих произведениях В. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что детское видение мира — это одновременно своеобразное художественное творчество.

«Сказка, игра, фантазия — это животворящий источник детского мышления, благородных чувств и желаний. Он становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, что пробуждают сказочные образы, ребенок учится мыслить словами». Он учил детей вглядываться в окружающий мир. Таким образом, у каждого просыпался интерес, без которого нет радости познания, радости научного открытия. Каждому педагогу надо верить в то, что каждый ребенок умен, талантлив по-своему, однако у каждого ребенка мысль развивается индивидуально.

Сказки учат ребенка находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви, справедливости, красоты.

«Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Она является тем резцом, который оттачивает тончайшие черты индивидуального мышления каждого ребенка и в то же время раскрывает детские сердца навстречу друг другу, творит тонкие интеллектуальные взаимоотношения детского коллектива», – отмечал В.А. Сухомлинский. Сказка является важным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Своим необычным содержанием, стремлением к осуществлению волшебно-фантастической цели она активизирует мышление детей, пробуждает в них любознательность, любопытство, углубляет чувство слова, его красоты.

Сказка в начальной школе способна выполнить не только воспитательные, но и развивающие и учебные задачи. При правильной организации процесса работы над сказкой учащиеся смогут существенно улучшить мышление, внимание, память, речевое развитие и тому подобное. Удачно построенная, продуманная работа с этим жанром художественного творчества на уроках чтения позволяет развить психические функции ребенка, помогать в жизненном самоопределении личности, становлении его субъектности.

В зависимости от вида творчества воображение может быть техническим, художественным и научным.

Художественная фантазия не довольствуется абстрактной необходимостью, а придает этой необходимости чувственно-образное индивидуализированное выражение.

Настоящая художественность произведения заключается в истинном, естественном, непринужденном раскрытии событий. Поэт, показывая событие в образной форме, побуждает читателя осмыслить определенный образ, создавая для этого художественные предпосылки через метафоры, аллегории, сравнения и тому подобное. В художественной фантазии раскрывается человеческое отношение к миру, его эстетическая оценка.

Создания образов творческого воображения имеет следующие этапы:

  • возникновение творческого воображения;
  • концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно касающихся этой проблемы, накопление новых сведений;
  • «вынашивание» замысла: сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и объединение, выбор вариантов;
  • реализация замысла;
  • проверка и доработка.

По наличию умысла (цели) и волевого усилия различают непроизвольное и произвольное воображение. На начальных этапах становления познавательных функций сознания воображение имеет непроизвольный характер. Предметом воображения становится то, что больше всего взволновало ребенка. Под влиянием чувств дети сочиняют свои сказки и стихи. Произвольное воображение формируется в процессе развития продуктивных видов деятельности, когда человек овладевает умениями воплощать в жизнь определенный замысел.

Психологи определяют такие этапы развития воображения детей младшего школьного возраста:

  • расширение круга предметов, которые ребенок замещает, «смыкание» воображения с развитием логического мышления;
  • совершенствование операций воспроизводственной воображения;
  • создание на основе уже готовых описаний, текстов, сказок, более сложных образов и их системы;
  • развитие творческого воображения: ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору и т. п), но и самостоятельно их применяет;
  • воображение становится опосредованной, произвольной и управляемой; ребенок контролирует степень соответствия результата поставленной задаче.

Последний этап развития воображения младшего школьника требует от него специфическое планирование, которое можно назвать пошаговым. Ребенок планирует свои действия шаг за шагом, выполняет их, видит результат, затем планирует следующий шаг. Возможность такого планирования побуждает детей к целенаправленному словесному творчеству, когда они составляют сказку, нанизывая одно событие за другим. Но очень часто ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, лишь модифицируя некоторые содержательные моменты.

Дети младшего школьного возраста в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, они начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. Возможности отбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им новыми способами для создания художественных образов: агглютинация, аналогия, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция

Во время составления учащимися сказок, стихов, загадок, потешек пригодятся такие приемы: «бином фантазии», «фантастические гипотезы», произвольное добавление префиксов, создание лимерика, конструирование загадки, придумывание истории с шестым словом, сказка наизнанку, создание «винегрет» из сказок.
Ведущим направлением развития творческого воображения младших школьников является поощрение детского творчества и постоянное привлечение учащихся к творческой деятельности. Необходимо систематически применять метод литературно-творческой деятельности. Каждый ученик через собственное творчество учится воспринимать и понимать специфику жанра. Благодаря работе над сочинением развивается художественно-эстетический вкус, бережное отношение к языку, образное мышление и творческое воображение.

Воплощение замысла происходит в словесной форме, в этом и проявляется художественное воображение ребенка - способность сделать внутреннее содержание доступным другим людям.

Что опирается на такие познавательные и творческие способности:

  • наблюдательность, способность увидеть необычное в обычном;
  • развитое воображение, умение фантазировать;
  • развитая речь, образное мышление;
  • развитую потребность познавать новое (любознательность, познавательный интерес);
  • настойчивость, уверенность в достижении цели.

Известный педагог – психолог В. А. Левин определил этапы формирования творческих способностей младших школьников .

Первый этап: включение в игровое творчество и общение в детской группе. Этот этап нужен для того, чтобы компенсировать недостатки в развитии воображения, общения и мотивации ученика, которые возникают еще в дошкольном возрасте.

На этом этапе готовятся решения трех вопросов:

  1. какой мотив станет ведущим в обучении: внутренний или внешний;
  2. будут ли школьники общаться друг с другом;
  3. что станет для ребенка критерием оценки и самооценки ее действий: мнение учителя или культурные содержательные признаки;

Второй этап: усвоение элементов творческой, литературной формы в игре. Его задачи: развить у учащихся практические умения игрового владения художественными средствами; развить самооценку – сформировать готовность и умение оценивать свою работу с литературным материалом.

Третий этап является кульминационным, на котором школьник осознает коммуникативные возможности художественных средств (которые на втором этапе были средствами игры); начинает видеть в себе человека, способного влиять на других людей, их настроение, мировоззрение.

Критерием самооценки литературного творчества становится реакция слушателей: им интересно; Или услышали что-то новое и важное для них; Задачи этого этапа: объективация художественных средств в качестве средств общения искусством; объективация в себе авторских способностей; формирование коммуникативно – оценочного отношения к своему творчеству и искусству.

Четвертый этап: формирование коммуникативно – оценочного отношения к искусству. На этом этапе происходит перенос художественно – коммуникативной позиции с собственного творчества детей на произведения мастеров. Критерием результативности литературного творчества, которое сформировалась в собственной учебно-поэтической деятельности, осознание учащимися собственных достижений.

Выразительное чтение художественного произведения – одно из эффективных направлений формирования развития творческих способностей. Важно ввести ученика в мир чувств автора, через литературные языковые образы подвести к выводам и в художественном исполнении (выразительное чтение) их озвучить. Одним из направлений работы над развитием литературного творчества младших школьников является анализ литературных произведений с учетом жанровых особенностей.

В начальных классах этот процесс является сложным и специфическим, он опирается на общеизвестные, описанные в литературе принципы анализа произведения в единстве его содержания и формы:

  • непосредственность в восприятии литературного произведения, которое должно быть полностью прочитано или прослушано;
  • непрерывность в восприятии художественного произведения. Соблюдая закон непрерывности, учитель на уроке читает ученикам этот поэтическое произведение полностью, наизусть. В завершение урока – беседа о впечатлениях от прочитанного;
  • правильное соотношение чтения и анализа, который не должен быть длительнее самого процесса чтения (или слушания);
  • сочетание общепринятых оценок художественного произведения с личными.

Осознав психолого-педагогические аспекты указанной проблемы, учитель использует огромные возможности урока литературного чтения.

Научно – педагогические исследования свидетельствуют, что умение понимать поэзию, наличие устойчивого интереса к чтению поэтических произведений является одной из предпосылок воспитание самостоятельного читателя.

Стоит отметить, что развитие литературного творчества – это интегрированный непрерывный процесс, который продолжается не только на уроках, но и во внеучебное время.
Всем известно, что дети от природы любознательны и идут в школу с желанием учиться. Чтобы не угас этот огонек любознательности, чтобы каждый ребенок мог развить свои творческие возможности, необходимо разумное управление со стороны учителя. А для этого необходимо превратить каждый урок в школе урок в реализации принципов личностно ориентированного обучения, направленных на раскрытие учеником его индивидуальных способностей.

Развитие творческих способностей у каждого школьника требует от учителя применения на уроке творческих заданий, которые составляют систему, которая даст возможность разнообразить творческую деятельность учащихся и обеспечить переход от репродуктивных, формально - логических действий к творческим.

В учебной деятельности доминирует поисковое, развивающее и стимулирующее обучение. Кроме усовершенствование имеющихся языковых способностей, у ребенка формируется умение учиться, развивается познавательный интерес и желание творить.

Творчество присуще всем людям, поэтому надо стараться создать для каждого ученика оптимальные условия обучения, формировать потребность учиться, развивать мышление учащихся, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельность в выполнении поставленных перед учениками задач.

Успешность использования метода литературного творчества зависит не от количества написанных сочинений, а от того, что приобретает учение в процессе работы, какими умениями он овладевает, как качественно меняется его речь и как проявляется художественное воображение.

Также к методу литературного творчества детей относятся следующие приемы:

  • рассказывание собственных сказок;
  • устное словесное иллюстрирование;
  • подбор пословиц к сказке;
  • сочинение сказки по пословице;
  • игра в сравнения; игра с именами;
  • игры в ассоциации;
  • сочинение ритмизированных историй;
  • составление киносценария мультфильма и т.п.

Характер воображения зависит не только от применяемых методов, но и от самостоятельного овладения ребенком способами преобразования впечатлений.

В игре и художественной деятельности происходит интенсивное освоение средств и приемов воображения. Остановимся на нескольких из них.

Прием агглютинации (склеивания), создание нового путем присоединения в воображаемом образе частей или свойств разных объектов.

Склеиваться могут любые свойства, части, в результате чего появляется причудливое порождение вымысла. Примерами агглютинации могут служить кентавр (человек-лошадь), образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев.

Прием акцентирования некоторых сторон отражаемого предмета, явления, в результате которого преобразуется его облик.

Этот прием лежит в основе шаржа, в котором соблюдается внешнее сходство с человеком, однако карикатурно подчеркнуты наиболее характерные черты. Примером акцентуации могут служить герои из русских народных басен с ярко выраженными чертами характера.

Прием гиперболизации, то есть увеличения величины предметов, явлений, или их отдельных частей. Ярким примером гиперболизации являются великаны.

Прием преуменьшения, с помощью которого созданы образы: гномы, карлики, Дюймовочка.

Прием схематизации, посредством которого отдельные черты сливаются, сглаживаются, а главные выступают более отчетливо. Примером могут служить рисунки, различные эмблемы.

Прием превращения образов — оставаясь самим собой, образ, в то же время, приобретает новый вид, не соответствующий его природе. Например, серия традиционных превращений в сказках: заяц - утка - щука.

Прием уподобления, примером которого служит метафора, то есть, оборот речи, заключающий уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения: Примером уподобления могут служить символы: так, лев символизирует в сказках мужество, кошка — лукавство.

Для развития воображения в учебном процессе учитель может использовать все виды деятельности ребенка, но чтобы добиться эффективного результата, учитель должен подойти к этой задаче не только грамотно, но и творчески.

Таким образом, уровень сформированности воображения детей во многом зависит от уровня сформированности воображения учителя. Чем богаче воображение у учителя, тем оно богаче у детей.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.