РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности методики оздоровительной физкультуры

Разработала
учитель физической культуры
Рамазанова Гульнара Шарифовна

ВВЕДЕНИЕ

Большие и ответственные задачи стоят перед школой в деле физического воспитания учащихся. Усилия педагогического коллектива должны быть направлены на укрепление здоровья школьников, на их всестороннее физическое развитие, формирование правильной осанки, развитие двигательных  и воспитание морально-волевых качеств, на повышение общей и умственной работоспособности.

Естественно, что с помощью только уроков физической культуры решить все эти задачи невозможно. Поэтому физическое воспитание учащихся осуществляется в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы.

Важную роль в решении этих задач играют физкультурно-оздоровительные мероприятия, проведение во время уроков физкультминуток.

В работе раскрываются основные задачи, формы, средства и методы работы по физическому воспитанию с детьми, анатомо-физиологические  особенности школьников, которые  необходимо учитывать в этой работе, даются описания различных физических упражнений, методические рекомендации  по их использованию.

Работа содержит также необходимые сведения о формировании у учащихся правильной осанки, нарушение зрения, повышение артериального давления, накопление избыточного  массы тела, комплексы физкультминуток, комплексы упражнений для профилактики  нарушений осанки, комплексы упражнений при сутулости, при начальной стадии  бокового искривления позвоночника.

При подготовке работы стремилась использовать современные научные данные в области физического воспитания  детей школьного возраста.

 

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности,  и  увеличиваются статические  напряжения. Кроме того, возрастает  необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т.д.)

Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся  отклонений в состоянии здоровья:

  1. Нарушение осанки.
  2. Нарушение зрения.
  3. Повышение артериального давления.
  4. Накопление избыточной массы тела.

Это в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям  сердечно- сосудистой, дыхательной, систем нарушения  обмена  веществ и т.д.

Рассмотрим анатомо-физиологические особенности. В костях ребенка органических веществ несколько больше, чем неорганических, что обеспечивает им упругость и эластичность. Под влиянием разнообразных причин кости детей могут быть повреждены и деформированы. Причинами такой деформации могут быть: неправильное сидение за партой или столом, неправильно подобранные физические упражнения, которые требуют большого напряжения, переноска  тяжестей в одной руке и т.д.

Наиболее часто деформируется позвоночник, что приводит к нарушению правильной осанки. Однако при отсутствии контроля за правильной посадкой  учащихся за партой во время уроков или за столом во время выполнения домашних заданий, а также  нарушениях в методике физического воспитания. В результате этого портится осанка, усложняется работа внутренних органов и т.д.

У детей младшего школьного возраста одностороннее напряжение мышц на протяжении длительного времени может быть одной из причин искривления позвоночника. От неправильной посадки за партой чаще всего происходит  боковое искривление позвоночника (сколиоз).

Осанкой  называется обычное непринужденное положение тела в покое и во время движений, присущее данному человеку. Правильной  осанкой   считается такое положение тела, при котором без всякого напряжения голова и туловище находятся в вертикальном положении, плечи несколько отведены назад и в меру опущены вниз, грудная клетка развернута. При такой осанке анатомические изгибы позвоночника сохраняют  равномерную  волнообразность, грудная клетка в меру  выступает вперед и тело приобретает приятную стройность и выправку. Необходимо помнить, что правильная осанка – это не только приятный внешний вид формы тела, но и необходимые условия для обеспечения  нормальной деятельности внутренних органов (сердца, легких, печени и др.)  На рисунке (1)   показаны  осанки, какими они бывают. Отклонения  этих показателей от нормы свидетельствуют о нарушениях осанки или сколиозе.

Виды сколиоза показаны на рисунке (2)

Педагог обязан  строго следить за правильной посадкой детей, чаще проводить физкультминутки. Проводя физкультминутки, необходимо уделять большое внимание  укреплению мышц задней поверхности тела. В комплекс физкультминуток преобладающее место занимают упражнения, которые связаны с наклонами туловища Подбирая специальные  физические  упражнения для профилактики искривления позвоночника, при начальной стадии бокового искривления позвоночника, при сутулости (кифотическая осанка).

Детям необходимо постоянно напоминать о том, чтобы они держались прямо, подтягивали живот, не горбились.

Контролировать осанку можно следующим  упражнением: встать вплотную к стенке так, чтобы коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться сохранить  правильную осанку. Если  держать тело в таком положении удается без труда, то, значит искривлений в  позвоночнике  нет, и надо просто регулярно упражняться и следить за сохранением  правильной позы.

Нарушение  зрения

Из года в год не уменьшается численность детей страдающих различной  степени близорукостью. Как известно, возникновение (близорукости) миопии связывается со слабостью цилиарной мышц, чему способствует несоблюдение правил поведения  зрительной работы. Согласно данным специалистом миопия – генетически наследственно обусловленное нарушение зрения, в большинстве случаев начинающее отчетливо  проявляется в школьные годы.

Учителя пересаживают учащихся, меняя дислокацию. Оказывается, есть учащиеся, которые плохо видят,  и то, что  написано в тетради, и то,  что  написано на доске. 

Во время выполнения учащимися письме6нных, контрольных работ быстро устают глаза начинает болеть голова. Учащиеся начинают делать ошибки, портится почерк, замедляется скорость письма и решение задач. С целью устранения усталости нужно выполнять упражнения для глаз.  Комплекс упражнений  «Тренируйте зрение» (смотреть приложение 1).

Повышение артериального давления

В период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоровляющие меры. В частности, систематическая мышечная деятельность усиливает  импульсы, несущие сигналы в кору и подкорковые образования головного мозга обо всех изменениях протекающие в организме.

Дефицит мышечной  деятельности существенно ухудшает функциональное состояние сердца: работа его становится не экономной, менее стабильной. В связи со снижением силы сердечных сокращений уменьшается выброс крови в периферическое сосудистое русло с каждым его сокращением.

В условиях дефицита мышечной работы приспособление даже к малым нагрузкам сопровождается выраженным учащением пульса, отрицательной реакцией на  ортостатическую пробу.

Артериальная гипотония  (понижение кровяного давления) встречается, как  правило, у физически ослабленных детей (на фоне гипокинезии - малоподвижность и нервной перегрузки). Дети при этом жалуются на быструю усталость, головокружение, мелькание "мушек" перед глазами при резком изменении положения тела.

Они раздражительны, вялы, выполнение физических нагрузок сопровождается учащением сердцебиения, отдышкой.

Оздоровление их средствами физической культуры должно проводится с соблюдением принципов умеренности, ритмичности.

По мимо занятий на уроках физкультуры школьникам, страдающим артериальной гипертонией, необходимо заниматься  циклическими видами физических упражнений не менее трех раз в неделю. Это бег трусцой, катание на велосипеде, ускоренная дозированная ходьба, плавание.

Зимой - катание на коньках, ходьба на лыжах. В режим дня обязательны  утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе

Накопление  избыточной массы тела

Избыточное отложение жировой ткани у детей школьного возраста - явление распространенное: по ряду данных наблюдается в 10-30% случаев.

  • Первичное ожирение обусловлено дефицитом мышечной работы в условиях избыточного питания.
  • Вторичное ожирение обусловлено эндокринными нарушениями (в частности, недостаточностью функции щитовидной железы), травматическими повреждениями головного мозга, родовой травмой.

Самой распространенной формой ожирения в детско - подростковом возрасте является ожирением  не связанное с нарушениями деятельности желез внутренней секреции организма (83,7% случаев).

У школьников наиболее часто встречаются случаи ожирения  1-2 степени (превышение веса на 15-50% от нормы в соотношении с ростом).

Изучение двигательного режима школьников показало, что 80% учащихся, имеющих избыточный вес, ограничивались физическими упражнениями на уроках  в школе и только 20-25% дополнительно занимались в различных спортивных секциях.  Для этого предлагаются комплексы упражнений  страдающих ожирением и их можно включать в физкультминутки. (Смотреть приложение 2).

Рассмотрев все отклонения в состоянии здоровья, можно составить примерный комплекс упражнений, для выполнения физкультминуток во время урока.

Проще предупредить заболевание, чем лечить болезнь.                

Учитывая актуальность данный проблемы, мной была выбрана тема реферата.

Список использованной литературы

  1. Жалей А.А.,  Недельский Т.В., Сокуренко Н.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в группах продленного дня. М., "Просвещение", 1974.
  2. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медецинской группе. - М.: Посвещение, 1988 - 172с.
  3. Морев П.П. День без физкультуры - подарок болезни. - Казань: Татарское книжное издательство, 1993. - 176с.

Комплекс упражнений для выполнения физкультминуток во время уроков

  1. И.п. - сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное.
  2. И.п. - сидя на стуле, руки опущены. Прогнуться руки вверх - назад, вдох. Опустить руки, голову наклонить на грудь, выдох.
  3. Ходьба с правильной осанкой.         
  4. И.п. - стоя ноги  на ширине ступни. Наклонить голову вперед, коснуться груди подбородком, затем отклонить голову назад до отказа.
  5. И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнять круговые движения головы в  право и влево.
  6. Плотно закрывать  и широко открывать глаза 5-6 раз  подряд.
  7. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. 6 раз влево и  вправо, и глаза быстро "сбросят " усталость.
  8. Быстрые моргания в течении 1 - 2 мин.                       
  9. И.п. - ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок вдох, вернуться в и.п. выдох.
  10. И.п. - стоя ноги шире плеч, руки опущены. Выполнять наклоны туловища в стороны, скользя по нему руками.
  11. И.п. - стоя ноги  шире плеч, руки на поясе. Выполнять повороты туловища с отведением вытянутой руки в сторону.
  12. И.п. - стоя ноги шире плеч, руки свободно опущены. Наклоняясь вперед, скользить ладонями по ногам вниз.   
  13. Встряхнуть руки вверх  встряхнуть руки и резко опустить их.           
  14. Встряхнуть ноги поочередно, и затем можно приступить к дальнейшей учебе.

Комплекс упражнений  "Тренируйте зрение "

  1. Плотно закрывать  и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 сек.
  2. Вращайте  глазами, стараясь как можно больше увидеть  по сторонам. 6 раз влево и вправо.          
  3. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Проделать 3-4 раз с интервалом 1-2 мин.
  4. Вращать вверх  по кругу  глазами: вниз, вправо, влево и в обратную сторону. 3-4 раз,  с интервалом 1-2 мин.
  5. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их на 3-5сек. Повторять 6-8 раз.
  6. Быстрые моргания в течении 1-2 мин.
  7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды.

Примерный комплекс упражнений при сутулой спине (кифотическая осанка)

  1. Свободная  ходьба с выпрямленной спиной несколько прогнувшись в шейно-грудном отделе. Подбородок поднят.
  2. И.п. - стоя руки в  вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибом. В грудном отделе позвоночника и одновременно отставить ногу назад на носок, вдох. Вернуться в и.п. выдох. Повторить 3 раза.
  3. И.п. - стоя руки перед грудью. Резко развести руки  в стороны, вдох. Вернуться в и.п. выдох. Повторить 5 раз.
  4. И.п. - стоя руки на поясе.  Ходьба с разведением рук в стороны и возвращением их в и.п.
  5. И.п. - стоя   руки на затылке. Вытянуть руки вверх, вдох. Вернуться в и.п. выдох. Повторить 3-4 раза.

Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки

  1. И.п. - полуприсед, руки вперед-вниз, скрестно. 1 - выпрямить ноги, мах левой в сторону, руки дугами наружу в      стороны - вверх; 2 - и.п.  3-4 - то же с правой ноги.
  2. И.п. - о.с.    1-4 - стоя на правой, левую согнуть, носок касается внутренней части  колена правой ноги, дугами наружу медленно руки вверх, слегка прогнуться в грудном отделе позвоночника; 5-8 - наклон вперед, левую ногу назад равновесие.
  3. И.п. - о.с. руки вверх. 1-2 - дугами наружу 2 больших круга в лицевой плоскости; 3-4 - дугами  внутрь 2 средних круга; 5-6 - шаг правой  в сторону и сгибая ее, левую ногу на пятку, носок на себя
  4. И.п. - о.с. - правая рука вверх, левая назад. 1-2 - шаг левой вперед, встать на носок, правую полусогнутую вперед, махом вниз             левую руку вперед, правую назад. 3-4 - шаг правой вперед, четко приставить левую на носоке к ступне правой.
  5. И.п. - стойка на правой, левая в сторону на носок, руки вправо вверх. 1 - слегка сгибая и разгибая ноги,  перенести массу тела на левую ногу, правую в сторону, дугами вниз руки влево - вверх.
  6. И.п. - стойка на носках, руки к плечам. 1 - встать на всю ступню, наклон вперед, руки вверх. 2 - и.п. 3-4 - левую ногу скрестно  перед правой, скрестный поворот на 360 руки в стороны.
  7. И.п. - руки вправо - вниз. 1-2 - правую ногу назад на носок, левая рука в сторону правая в 3-4 - в и.п. 5-6 - с другой ногой.

Примерный комплекс при начальной стадии бокового искривления позвоночника

  1. И.п. - о.с. Принять правильное  положение, зафиксировать его.
  2. Ходьба с правильной осанкой.
  3. Ходьба с высоко поднятыми руками.
  4. Ходьба на носках разводя руки и сдвигая лопатки.
  5. Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами на ногах, легкий бег носками.
  6. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, правая рука  на груди, левая на животе. Дыхательные упражнения. 3-4 раз.
  7. И.п. - стоя на ширине плеч, руки согнуты в логтях, кисти сжаты в кулаки. С силой выбрасывать поочередно каждую руку вперед, имитируя движение боксера. 6-8 раз.
  8. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. С противоположной стороны вершины искривления позвоночника поднять руку вверх, повернуть плечо вперед, допуская поворота всего туловища.
  9. И.п. - стоя ноги  на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо и влево, скользя руками по корпусу.
  10. И.п. - стоя ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямой и разводя руками в стороны-назад. Вернуться в и.п.
  11. Дыхательные упражнения. Поднять руки вверх потянуться, глубоко вздохнуть, опустить руки, выдох.3-4 раз.
  12. И.п. - ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднять руки вверх с одновременным отведением ноги назад,вдох. Вернуться в и.п. выдох 3-4 раз.
  13. И.п. - о.с. кисти рук сжаты в кулаки, опущены. Поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая  лопатки, голову поднимать вверх.

Примерный комплекс упражнений для страдающих ожирением

  1. И.п. - сидя на стуле, ноги шире плеч, руки на поясе. Развести руки в стороны и пружиняще наклоняться вперед достав руками носков.
  2. И.п. - сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное.
  3. И.п. - то же. Прогнуться, заложить руки за голову, вдох. Опустить руки, голову наклонить на грудь, вдох.
  4. Ходьба  с высоким подниманием коленей.
  5. И.п. - стоя ноги на ширине ступни. Наклонять голову вперед, коснуться груди подбородком, затем откинуть голову назад до отказа.
  6. И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнять круговые движения головы в право и влево.
  7. И.п. - ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок  (поочередно правую и левую), прогнуться вдох. Вернуться в и.п. выдох.
  8. И.п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять повороты туловища с отведением вытянутой руки в сторону. 
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены