РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Про этические нормы воспитания ребёнка "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Под этикой (лат. ethica – нрав, обычай, привычка, темперамент, характер) обычно подразумевают систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанностей по отношению друг к другу, к семье, своему народу и государству.

Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения учения о нравственной добродетельности и добродетелях. Вникните, пожалуйста, в смысл слова, оно состоит из двух корней: первый кажется более понятным «добро», а второй корень – родственник слова «делать». То есть этика – это учение о хороших делах и поступках. Конечно хорошим делам и поступкам учат с раннего возраста, по крайней мере, должны учить…Учить тому, что такое хорошее поведение и что такое плохое, что делает поведение правильным и что неправильным.

Кто-то скептически усмехнется – ерунда, мол, не самое главное «всякие там манерности и условности». Если честно, то по сравнению с 19 веком, который прославился изысканными манерами, потому что смотрел, вернее, оглядывался на период процветания Древней Греции, считал этот период классическим, основы, заложенные тогда, вечными и неизменными. Именно в тот период была масса условностей. Так, в салонах XIX века считалось неприличным, если мужчина приглашал танцевать одну даму больше 3 раз. Уже после второго танца он должен был объявить помолвку. Тогда же девушкам нельзя было покидать стены дома без какого-нибудь сопровождения, это считалось просто неприличным. В свою очередь мужчины тоже имели свои обязанности – при появлении дамы, вставать, при встрече на улице обязательно приподнимать шляпу, помогать сесть и т.д.

Многое сейчас вызывает улыбку - ведь уже не имеет места в жизни…Так что этикет упрощается. Из числа людей, игнорирующих занятия с собственными детьми по правилам поведения в обществе, многие уповают на садик и школу. Вот, мол, пусть педагоги и учат. За что им зарплату платят? Конечно, детский сад и школа помогают в воспитании ребенка, но не подменяют родителей, беря полностью функции воспитания на себя. Напоминаю, что в соответствии со статьей 44 Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
«родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»

Есть еще одна группа, мягко говоря, негативно настроенных в этом вопросе людей, с более категоричным суждением: «Как хочет, так пусть себя и ведет, никого это не касается». Еще как касается! Человек – социальная единица, живет в окружении людей, поэтому общество всегда в той или иной мере должно осуществлять контроль и коррекцию поведения своих членов, стремясь наиболее разумным способом увязать интересы отдельных индивидов, значимых слоев общества, нации и государства в целом, найти своего рода «баланс» всех этих интересов.

Быть культурным и воспитанным – право и обязанность каждого человека. Что же надо сделать, чтобы наше общество стало сплошь таковым?

Конечно, начинать с воспитания детей. Рассказывать, читать, показывать. Но самое лучшее воспитание – личным примером. В большинстве случаев, каждый воспитывает себе подобного. Следовательно, Вы являетесь примером для подражания. Если Вы любите читать, частенько перед сном в постели с книгой. Ребенок может сделать вывод, что это норма. Теперь каждый вечер перед сном должен полежать в кроватке с книгой. Ребенок с раннего детства пытается копировать Вас, и это ему удается…А что же взрослые?

Дефицит культуры поведение, элементарной вежливости в общении между людьми - такова реальность наших дней. Понаблюдайте, как мы ведем себя в транспорте, магазине, в других общественных местах. Не так часто, как необходимо, звучат элементарные слова благодарности. Нередко на улицах города можно увидеть плюющих и сморкающихся на асфальт. Откуда Вы? Из дикого средневековья? Летом пытался сделать замечание женщине, бросающей шелуху от семечек на детскую площадку. Она еще и оскорбилась, сказав, что это «экологически чистый мусор». Поэтому и в школе, к сожалению, нередко приходится сталкиваться с тем, что дети не знают правил этикета и не умеют вести себя в соответствии с эталонами культуры. Помню, как-то на уроке чихнул, так чуть не пол класса кричало «Будьте здоровы!». И были удивлены, когда я пояснил, что современный этикет рекомендует не оглашать поступка, который другому человеку хотелось бы оставить незамеченным. Следует оставить без внимания чиханье присутствующего человека. Сам же чихнувший должен сказать: «Извините». Но это мелочь по сравнению с тем, сколько претензий возникает к детям при вхождении в класс, при приеме пищи.

Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей, одной из наиболее сложных, требующих от родителей и педагогов особенного такта и умения, до сих пор остается проблема поведения ребят в обществе. Помню, как сам буквально с пяти - шести лет стал «дрессировать» старшего сына, чтобы подавал руку выходящим родственникам женского пола из транспорта, помогал снимать верхнюю одежду и надевать ее. Зато теперь это у него на подкорке и выполняется также естественно, как утреннее умывание. Ведь первый шаг в формировании человека - это привитие элементарных навыков культуры поведения.

Этикет – это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой. А главное помните слова А.Франса, известного французского писателя, что «благородство манер воспитывается на примерах». А они должны быть достойными…

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены