РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование цифровых технологий в дистанционном обучении детей-инвалидов

Появление дистанционной формы обучения в учебном процессе образовательных организаций – одна из самых актуальных тем, которая обсуждается в ряду инноваций, затронувших систему образования. На сегодняшний день организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий отрадно расширяет возможности получения образования детьми-инвалидами. Дистанционное обучение вполне позволяет обеспечить освоение обучающимися основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме. Безусловно, стоит учитывать тот факт, что организация дистанционного обучения – сложный процесс. Далеко не всегда удается сразу создать качественную систему, удовлетворяющую запросам администрации, преподавателей, обучающихся, родителей, контролирующих органов.

В последние годы общеобразовательные учреждения России реализуют образовательные программы по новым поправкам в Федеральный законе «Об образовании». Данные положения закона направлены на создание доступного образовательного пространства с элементами инклюзии детей с инвалидностью в образовательные учреждения. Согласно Национальному проекту «Образование» и программе по развитию дистанционного обучения детей с инвалидностью, получить образование с помощью данной формы обучения могут дети с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и с инвалидностью по заболеваниям почек, диабетом и так далее [1].

С 1 сентября 2010 года в Алтайском крае начала свое действие программа обучения детей-инвалидов, по которой у них появилась возможность обучаться дистанционно независимо от места их проживания. В этом же году появился центр дистанционного образования детей-инвалидов. В рамках реализуемой программы семье ребенка-инвалида бесплатно передается во временное пользование комплект оборудования, который включает в себя компьютер, принтер, сканер, графический планшет, web-камеру, микрофон, колонки, наушники, образовательный конструктор Lego, цифровой микроскоп и цифровой фотоаппарат.

Для каждого обучающегося учебный набор подбирается индивидуально с учетом его возможностей. Для того чтобы стать участником программы родителям (опекунам) ребенка нужно обратиться в территориальный отдел образования и предоставить следующие документы:

  • Заявление о желании обучаться по форме дистанционного обучения.
  • Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы на компьютере.
  • Медико-психолого-педагогическое заключение о личности ребенка.
  • Индивидуальная программа реабилитации.
  • Справка об инвалидности.

Сегодня Краевому центру дистанционного образования детей-инвалидов (г. Барнаул) исполнилось 10 лет. За эти годы обучение в центре завершили более 200 учеников, получив то самый долгожданный аттестат, который является для них большой победой. Педагоги имеют огромный багаж знаний и умений обучать детей с различными особенностями здоровья, накоплен банк заданий и материалов. В процессе дистанционного обучения детей-инвалидов, незаменимыми оказываются Интернет – технологии, которые способны разнообразить формы обучения и существенно повысить эргономические требования к распространяемым в сетях учебным материалам. К счастью педагога, технологии сети с каждым днем дают все больше и больше возможностей. Сегодня достаточно умело воспользоваться информационным ресурсом и не устанавливать никаких дополнительных программ на компьютер.

Главным звеном для осуществления взаимодействия учителя и ученика, а также для поддержки информационного обмена между ними должны использоваться дистанционные курсы [2]. Современные системы дистанционного обучения (СДО) позволяют поурочно разрабатывать занятия, наполнять их различными материалами: презентациями, видеороликами, интерактивными заданиями, тестами и так далее. Так же система дистанционного обучения позволяет отслеживать ответственность в посещении занятий учеником и учителем, их своевременного проведения.

Система дистанционного обучения успешно используется в краевом центре дистанционного образования детей-инвалидов (КЦДОДИ) уже пять лет. Она открывает перед учителем возможность организовать эффективную обратную связь с обучающими и оперативно оценивать их знания, гибко менять структуру учебных материалов и практических занятий в соответствии с меняющимися задачами и особенностями здоровья ребенка. В центре созданы курсы по всем учебным предметам начальной школы, основного и старшего звена. Так же педагоги создают дополнительные курсы для подготовки к экзаменам, где точечно выкладывают только материалы, которые необходимо отрабатывать на пути к экзамену. Каждый курс отражает все темы рабочей программы предмета. Ученики КЦДОДИ знают правила использования системы и перед каждым уроком обязательно заходят в нужный курс, показывают свою готовность и оценивают фронт предстоящей работы.

Современные сиcтемы дистанционного обучения обладает специальными функциями, позволяющие скрывать от ученика тот материал или тест, который он должен узнать только на уроке. Поэтому о преждевременной подготовке обучающегося к контрольной или самостоятельной работе можно забыть. Так же он не сможет списать у товарища и не увидит результаты других. Зато сможет после тестирования увидеть свои ошибки, оценить уровень своей подготовленности.

За последний год у программы Skype вышло много разных обновленных версий. Так выходит, что зачастую мы с учениками работаем в разных версиях этой программы и не всегда можем выслать друг другу материалы к уроку или домашнее задание. И здесь на помощь приходит СДО, в которой у ученика есть возможность загрузить свою домашнюю работу и она точно попадет в руки учителю. После проверки работу можно отправить на доработку и ученик внесет необходимые коррективы по рекомендациям учителя. В силу специфики обучения детей нашего центра, курсы позволяют ученикам догонять «упущенный» по болезни материал, самостоятельно изучать темы в свободное время.

Учебная СДО обеспечивает важнейшие условия самореализации личности обучающихся, которые получают образование в удобном для себя темпе и в удобное время. И именно дистанционное обучение с его новыми высокими требованиями к школьному дидактическому инструментарию заставит систему переподготовки учителей, педвузы и школы обсудить принципиально новые подходы к такому консервативному понятию как школьный учебник [3].

При рассмотрении вопросов, связанных с созданием курсов, нельзя не сказать о возможностях Google, а в частности о продукте Google Класс. Это бесплатный Web-сервис, разработанный Google для школ, который призван упростить создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом. В данном сервисе достаточно легко разработать курс, создать нужные разделы, загрузить необходимые материалы для общего пользования с учениками. Подписать учеников к курсу достаточно легко, для этого необходимо знать их google-аккаунт. Также учащиеся могут быть приглашены в курс по уникальному коду или автоматически импортированы из школьного домена. Google Класс сочетает в себе Google Диск для создания и распространения заданий, набор сервисов Google для создания документов, презентаций и электронных таблиц, Gmail для общения и Календарь Google для планирования.

На занятиях по Skype педагоги также нередко сталкиваются с ситуацией, когда в чате объяснения материала писать долго и неудобно. Гораздо проще выходит набросать схему или поясняющий рисунок на экране, как на школьной доске. В решении этой проблемы могут помочь виртуальные доски. Виртуальная доска - это онлайн сервис для совместной работы. Она позволяет размещать на рабочей поверхности текст, иллюстрации, математические формулы, документы и html-код, общаться при помощи чата, в том числе и звукового. Чтобы открыть доступ тому, с кем вы планируете работать, достаточно прислать этому человеку ссылку или указать адрес его электронной почты. Примерами таких сервисов являются Twiddla, Popplet, IDroo и др. Однако, есть нюанс, который сегодня явно вызывает огорчение у пользователей таких ресурсов. Некоторые из них становятся платными: есть «бесплатное» время для работы, а по его истечению наступает «платный период». Привычка в работе ребенка-инвалида дорого стоит. Поэтому смена любых полюбившихся сервисов не всегда быстро «приживается».

На дистанционных уроках отлично «уживаются» и различные сервисы Web 2.0, например LearningApps.org, Wizer.me, Online Test Pad. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Разработанные в данном сервисе упражнения, не включены ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно интерактивность. Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. Создав задание, вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Для работы с ребенком достаточно прислать ему ссылку на разработанное задание. Можно использовать задания, составленные вашими коллегами, а так же скачать любое из них в виде архива файлов и загрузить их на личный сайт [4].

Развитие Интернет - технологий открывает новые возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать новые виды взаимодействий между участниками образовательного процесса, новые образовательные социальные среды. Использование Интернет - технологий помогает педагогам сделать работу привлекательной для детей-инвалидов, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Безусловно, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание обучающимся того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, дает ему веру в свои силы [5].

Дистанционное обучение, базирующееся на коммуникационных возможностях ИКТ, позволяет снять основные ограничения, препятствующие детям-инвалидам в получении образования. Использование ресурсов Интернет в обучении школьников-инвалидов способствует их приобщению к мировому информационно – образовательному полю, в котором нет временных и пространственных ограничений, возможность получения знаний, отвечающих индивидуальным потребностям личности.

Библиографический список

  1. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://никуличева.рф (дата обращения: 15.09.20).
  2. Дистанционное обучение детей с инвалидностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://progavrichenko.ru/reabilitaciya-invalidov/obrazovanie/distancionnoe-obuchenie-detej-s-invalidnostyu.html (дата обращения: 14.09.20).
  3. Moodle — свободная система управления обучением [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/9/35/ (дата обращения: 15.09.20).
  4. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2117346-pall.html (дата обращения: 15.09.20).
  5. LearningApps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.it-pedagog.ru/learningapps (дата обращения: 17.09.20).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены