РАЗРАБОТКИ
|
Применение искусственного интеллекта в образованииПанкрашина Наталья Владимировна Цифровая трансформация разных сфер жизнедеятельности людей предусматривает разработку и внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ), которые на данном этапе соотношения между искусственным и естественным интеллектом играют роль средств, позволяющих избавить людей от рутинной работы и выполнять трудоемкие операции с большими объемами данных. В образовании технологии искусственного интеллекта выполняют двоякую роль цели и средства. При подготовке специалистов в области искусственного интеллекта они приобретают статус цели образования. Как современное средство, способное персонифицировать образование и снизить его трудоемкость, искусственный интеллект может использоваться во всех образовательных программах различных направлений. Возможности и спектр применения технологий зависят от достигнутого опыта применения искусственного интеллекта. В настоящее время имеются разрозненные сведения о таких возможностях, существует и продолжает накапливаться опыт применения технологий искусственного интеллекта в образовании людей. Методы исследования применения технологий искусственного интеллекта в сфере образования:
Среди приоритетных направлений развития и использования технологий искусственного интеллекта указано, что «использование технологий искусственного интеллекта в социальной сфере способствует созданию условий для улучшения уровня жизни населения, в том числе за счет повышения качества услуг в сфере образования (включая адаптацию образовательного процесса к потребностям обучающихся и потребностям рынка труда, системный анализ показателей эффективности обучения для оптимизации профессиональной ориентации и раннего выявления детей с выдающимися способностями, автоматизацию оценки качества знаний и анализа информации о результатах обучения)». Это первое направление применения технологий искусственного интеллекта в образовании. Второе направление представляет собой «повышение уровня обеспечения российского рынка технологий искусственного интеллекта квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования таких технологий» и интерпретируется в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года как одна из целей и основные задачи развития искусственного интеллекта[3]. Сегодня технологии искусственного интеллекта уже используются как в управлении образованием, так и в образовательном процессе. Исследователи выявляют разные уровни реального и потенциального использования искусственного интеллекта в образовании. Так, О.Р. Попов выделил такие потенциальные уровни использования искусственного интеллекта, как: виртуальные помощники и чаты; сбор и анализ данных; персонализированное обучение; оценка качества знаний. Выделяют основные области применения искусственного интеллекта в общем образовании:
Анализируя научные работы можно сделать вывод, что известны исследования и некоторый опыт практического применения искусственного интеллекта в следующих областях:
Искусственный интеллект начинается с данных. Искусственный интеллект обеспечивает возможность получения данных из разнообразных источников, проверки этих данных и их анализа с использованием таких инструментов, как прогнозная аналитика и машинное обучение, таким образом может быть раскрыт многообещающий потенциал искусственного интеллекта в сфере образовательных технологий и его использование может сыграть роль катализатора трансформации образования для всех заинтересованных сторон— от отдельных учащихся до министерств образования [2]. Применение технологий искусственного интеллекта в сфере образования играет ключевую роль в обучении и развитии человека на протяжении всей жизни. Среди них следует выделить следующие аспекты:
Эти технологии не только обогащают образовательный процесс, но и способствуют более эффективному и персонализированному обучению, а также помогают учащимся развивать необходимые навыки для успешной карьеры в цифровой эпохе[1]. В практике мирового образования накоплен и опубликован (на сайтах, в научных статьях и монографиях) опыт применения искусственного интеллекта в сфере образования. Применяются технологии и практики:
Одного доступа ко всем имеющимся актуальным данным недостаточно. Ни одна из перечисленных задач не может быть решена только за счет данных. Сила и потенциал ИИ определяются его способностью устанавливать взаимосвязи между различными данными— прогнозировать будущие результаты, чтобы обеспечить корректировку курса в режиме, приближенном к режиму реального времени, и делать выводы, которые позволят всем заинтересованным сторонам принимать более обоснованные решения. Прогресс в области искусственного интеллекта и машинного обучения впечатляет, но это далеко не предел возможностей. Существует огромное количество хороших идей, которые искусственный интеллект может реализовать. В целом, искусственный интеллект может значительно улучшить системы образования за счет его способности оптимизировать многие части работы учителя и автоматизировать другие части, в конечном итоге давая им все больше и больше времени, чтобы тратить его на своих учеников. На сегодняшний день очевидна перспективность и положительный эффект внедрения в образовательный процесс технологий искусственного интеллекта, позволяющих в режиме реального времени обрабатывать большие объемы разнородных данных, анализировать динамику развития компетенций обучаемых, адаптировать инструментарий преподавателя, управлять наполнением учебных материалов. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены