РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методы и приемы формирования навыков учебного исследования у младших школьников

Давыдова Елена Юрьевна,
преподаватель отдельной дисциплины (математика, информатика и ИКТ)
ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское училище Министерства обороны Российской Федерации»

С внедрением ФГОС СОО индивидуальный итоговый проект выпускника стал серьезным инструментом оценки уровня сформированности метапредметых умений обучающихся. Это потребовало от учителя системной работы над формированием умений такого рода. И чем раньше начинается работа над осознанием технологии учебного исследования учеником, тем эффективнее и самостоятельнее выполняется им индивидуальный проект на выпускном курсе.

Хорошим подспорьем в организации работы по формированию метапредметных умений, необходимых для осуществления учебного исследования, является внеурочная деятельность обучающихся. Начиная с пятого класса на специальном курсе общеинтеллектуального направления «Математика и человек» ученики под моим руководством работают над формированием коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, которое осуществляется в интерактивной форме - в виде деловой игры и социо-игровой технологии.

Из своего опыта работы я хочу представить несколько упражнений, помогающих преподавателю в организации работы.

Используемые активные и интерактивные методы обучения представлены в таблице (Таблица 1) [1].

Упражнение 1. Проблема исследования (метод «Машина времени»)

Обсудите в группе высказывания ученых, связанные с начальным этапом исследовательской деятельности. Выразите свое мнение по этому вопросу. Согласны ли вы с ними? Что могли бы добавить?

Упражнение 2. Тема исследования. (Метод «Карта группового сознания»)

Обдумайте в группе. Возьмите лепестки ромашки и запишите на лепестках факторы и условия, которые помогают вам выбрать и сформулировать тему своей работы.

Упражнение 3. Формирование понятия «объект исследования».

Учащимся предлагается выбрать для защиты одну из интересующих дисциплин, став, таким образом, ученым – биологом, ученым – химиком, ученым – физиком и т.п. и попробовать сформулировать конкретный предмет исследования с учетом выбранного объекта – человека.

Упражнение 4. Проблема – объект – предмет исследования (Метод «Пазл»)

Расположите карточки в виде тройки - проблема – объект – предмет исследования.

Упражнение 5. Представление исследования. (Метод «Экспертиза»).

Видеофрагмент «Что произошло бы в случае, если теннисный шарик полетел со скоростью, большей скорости света» традиционно приводит к возникновению серьезных дискуссий. «Ученым» предоставляется право дать рецензию представленных работ.

Вопросы для рецензии.

  • Является ли представленная для обсуждения работа исследовательской?
  • Является ли она актуальной? Для какой аудитории?
  • Обоснованно ли проверена гипотеза?
  • И т.п.

Как правило, обучающиеся с удовольствием примеряют на себя не только мантию ученого, но и речь, аргументацию.

Упражнение 6. Технологическая цепочка учебного исследования (Метод «Приоритеты»)

Определите порядковые номера выполнения указанных этапов учебного исследования. Представьте результат для обсуждения.

Таким образом, освоение обучающимися технологии учебного исследования, является важным инструментом развития метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающихся, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование и способность к волевому усилию. Ребята более непринужденно вступают в организованную преподавателем коммуникацию различного вида, а так же с удовольствием организуют ее сами. Информационный поиск, знаково-символические действия (моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель), рефлексия способов и условий действия, без которых невозможна в принципе работа над проектом, выводит на качественно новый уровень и познавательные учебные действия обучающихся, становится залогом успешной работы над индивидуальным итоговым проектом в будущем.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // М.: Просвещение, 2011.
  2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. // Под редакцией А. В.  Хуторского. – М: Научно – внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – с.327.
  3. Новожилова, М.М. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. – Москва: Знания, 2008.
  4. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]/А.С. Обухов. – Москва: Прометей МПГУ, 2006.
  5. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. – 2004. - №1. С.22-32.
  6. Савенков, А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – Москва: Генезис, 2005.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены