РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Научная статья на тему "Физико-географическое районирование островных геосистем"

Подготовила
Пруцкова В.А.,
учитель географии и биологии
МОАУ «СОШ №76»

Острова, их своеобразная природа всегда привлекала внимание исследователей разных областей науки. На протяжении двух последних веков ученые пытались систематизировать и объяснить специфику островной природы. Это порождало много революционных идей в науках о Земле, биологических и смежных с ними науках (ссылка). Так, основой островной науки послужила биогеография, затем сформировались островные геохимия и биогеохимия, затем почвоведение и т.д. И только в конце 80-х годов ХХ века, когда на смену отраслевым знаниям пришел комплексный подход, сформировалось островное ландшафтоведение.

Остров представляет собой модель природной системы, очень удобный для изучения. Этим изолированным участкам суши свойственно сочетание элементов замкнутых географических систем, что и определяет особенности их ландшафтов.

Изучив историю развития отечественного островного ландшафтоведения можно выделить несколько периодов. Первый период связан с организацией экспедиций АН СССР на судах «Дмитрий Менделеев» и «Каллисто», по результатам которых Г.М. Игнатьев написал монографию и показал специфику организацию островных геоситем. Именно с появлением этой монографии начинается ландшафтоведение.

Второй этап можно охарактеризовать как накопление теоретического материала. В 1980-е были организованы еще 4 экспедиции НИС АН СССР на о. Фиджи, архипелаг Тонга, Западное Самоа, Сейшельские о-ва и острова шельфа Вьетнама. Результатом этих экспедиций стало составление ландшафтных карт и профилей, выявлено, что конденсация влаги, приходящей с воздушным течением, определяет верхний уровень границ леса, который варьируется на островах разной площади. Определено, что острова малой площади достигают своей относительной зрелости гораздо раньше. нежели острова с большей площадью, и что на разных стадиях развития основных геосистем различны условия равновесия и степень устойчивости к внешним воздействиям. Этот накопленный материал помог дальнейшему развитию ландшафтоведению.

Третий этап – этап развития островного ландшафтоведения в 1990-е годы. В этот период появляются первые учебные пособия, монографии по островному ландшафтоведению и природному природопользованию, а также расширяется география исследований. Этот этап можно охарактеризовать как переход от количественных накоплений в качественное, что позволило перейти от характеристики особенностей ландшафтной структуры отдельных островов к формулированию эмпирических закономерностей на региональном уровне.

Развитие ландшафтоведение продолжилось и в 21 веке. Появляются публикации по островам арктических и дальневосточных морей. В трех основанных научных центрах (северном, дальневосточном и московском) развиваются идеи островного ландшафтоведения. В целом этап можно охарактеризовать как переход к формулированию основных эмпирических закономерностей, предшествующий формированию развернутой теории.

На данном этапе ученые, изучающие островные системы анализируют пространственно-временное строение ландшафтов, раскрывают свойства островных геосистем. Подобное изучение позволяет делать прогнозы в планировании природных и хозяйственных структур государств, расположенных на островах. Экологические изучения ландшафтов позволяют установить экологический потенциал островных ландшафтов, к воздействиям на них деятельности человека. Практическим результатом в ландшафтно-экологических исследованиях является экологический каркас территорий. Он является охраной ценнейших природных ландшафтов и окружающей среды.
Такой практический и научный интерес вызывает изучение ландшафта Японского архипелага.

Японские острова представляют собой систему островных дуг, огибающих Азию с востока. Представлены следующие острова: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, образующие Большие Японские острова.

Отделенность Японии от материковой части осуществляется посредством Восточно-Китайского, Японского и Охотского морями, но расстояние главных Японских островов от азиатского побережья незначительно (220 км. через Корейский пролив). С востока и юго-востока Япония омывается водами Тихого океана, на юге Японского архипелага между островами Хонсю, Сикоку и Кюсю расположено Внутреннее Японское море.

Важной особенностью природы Японии считается преобладание приморского положения с горными ландшафтами. Большая часть территории архипелага занята горами и возвышенностями, с горными узлами или горными цепями.

Высокая сейсмичность и вулканизм оказывают большое влияние на хозяйственную деятельность населения. Каждый год в Японии отмечается примерно 1500 землетрясений с разной балльностью. В районе Токийского залива со столицей и рядом других густонаселенных городов находится высокая сейсмоопасная зона. В Японии насчитывается 67 «живых» вулканов, спящих, которые могут проснуться (гора Фудзияма 3776 м.) и 15 действующих. На северо-востоке островов Хонсю и Хоккайдо в глубоководных впадинах наблюдаются моретрясения, вызывая огромные волны и цунами.

Благоприятные климатические условия создают для Японии комфортные условия для проживания и ведения хозяйства. Выделяются 4 климатические зоны:

  • Зона умеренного океанического климата с холодным летом – о. Хоккайдо.
  • Зона умеренного океанического климата с тёплым летом - часть о. Хонсю.
  • Зона влажного субтропического климата - южная часть о Хонсю, о. Сикоку, о. Кюсю, северная част архипелага Рюкю.
  • Зона тропического климата - южная часть архипелага Рюкю, о. Окинава.

Страну восходящего солнца стремятся посетить многие туристы из-за ее уникальной культуры, удивительной красоты мест. Посещение нужно начинать с необыкновенно величественной горы Фудзияма.

Рядом с Фудзиямой находится национальный парк Фудзи-Хаконэ-Идзу, его площадь составляет 1227 кв.км. Он включается в себя Фудзи и Пять озер Фудзи. Его визитной карточкой являются старинные храмы, горячие источники. Например, в храме Хаони, построенном в 757 году, можно познакомиться со старинные обрядами и пройти омовение. Символом этого храма является Дракон, изображение которого можно встретить даже в мелких деталях храма.

Примечательным является парк Аокигахара. На 35 кв.км. около Токио под горой Фудзи раскинулся лес, поражающий своей природной красотой. На скалистой местности можно встретить пещеры и горные углубления, крепкие деревья делают этот парк впечатляющим. Ходить одному по туристическим маршрутам не рекомендуют, так как легко можно заблудиться, лес практически не проницаем для солнца и звуков. Водятся дикие животные, что может быть опасно для посетителей. Парк привлекает своей восточной мистикой, там не показывают компасы, деревья кажутся живыми призраками. Именно этот лес притягивает к себе самоубийц.

В центре острова Хоккайдо находится национальный парк Дайсецудзан (его площадь 226 тыс. га.). Японцы стараются сохранить в этом парке первозданную природу, на огромных равнинах и холмах находятся заповедники, которые окружают горы. Можно встретить черного японского медведя. Всей этой красотой можно полюбоваться с высоты канатной дороги.

Для сохранности горных массивов Оу был основан национальный парк Бандай-Асахи. Его территория 18600 га, разделена на четыре части вокруг горных вершин. Обилие лесов, впадин, озер и животных делают парк особенно привлекательным.

В Японии огромное количество красочных мест, которые, безусловно, не оставят равнодушными даже самых взыскательных туристов.

Список источников и литературы

  1. Вовженяк, И. С. Ландшафтное изучение острова Русский (Приморский край) / И. С. Вовженяк, А. Р. Погорелов, 2018 – с. 83-87
  2. Физическая география материков и океанов [ Электронный ресурс]- URL http://ecosystema.ru/08nature/world/geoworld/05-8-7-4.htm ( дата обращения 15.04.2022)
  3. Studbooks.net [Электронный ресурс]- URL https://clck.ru/33Bo27 ( дата обращения 15.04.2022)
  4. Мир туриста [ Электронный ресурс]- URL https://clck.ru/33Bo2H ( дата обращения 15.04.2022)
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2023 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены