РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Музыкально-проектная деятельность как основа формирования слушательской культуры младших школьников

С. В. Сарина,
ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат»,
учитель музыки

Современное российское общество характеризуется государственно-политическими и экономическими изменениями, приводящими к утрате ценностных ориентиров, культурному и нравственному кризису личности. Поэтому рассматриваются вопросы воспитания общественно значимых личностных качеств подрастающего поколения через создание условий для раскрытия, развития и позитивной реализации способностей каждого обучающегося с учетом характера взаимодействия с окружающими людьми и средой в целом [2], [3].

Одним из условий знакомства учащихся с окружающим миром и воспитания в них культурной личности является формирование культуры слушания музыки, начиная с младшего школьного возраста.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1 - 4 классы) к результатам освоения основной образовательной программы большое внимание уделяется вопросам овладения младшими школьниками опытом проектной деятельности, формирования умений и навыков в процессе выполнения индивидуальных и групповых проектов [7]. Вовлечение младших школьников в работу над проектами позволяет активизировать их творческий потенциал, содействовать развитию воображения, фантазии, активности, инициативности, навыка импровизации, необходимых в разных видах деятельности [5].

Для реализации требований стандартов нами накоплен определенный опыт включения младших школьников ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат» г. Читы в творческую музыкально-проектную деятельность. Уроки музыки ведутся на основе программы «Музыка», разработанной Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной [6]. В течение трех лет нами совершенствуется и внедряется проект «В музыкальном театре» при активном взаимодействии педагогического коллектива, детей и родителей. Практика показывает наличие не только положительных результатов деятельности, но и некоторые дидактические сложности внедрения предлагаемой идеи.

Исходя из выше сказанного, цель нашей статьи: раскрыть понятие «слушательская культура» и показать опыт организации музыкально-проектной деятельности, направленной на её формирование у младших школьников.

По утверждению Б. В. Асафьева, необходимо не только «наблюдать» за музыкой на уроках, но и вызывать творческий дар учеников, их способность «изобретения и комбинирования материала» [1].

Основой развития музыкальной культуры является понимание языка музыкального искусства, а также владение навыками общения на этом языке. Слушательскую культуру мы понимаем как интегрированное действие, представленное тремя компонентами: движением, речью, музыкой.

Реализация данных компонентов способствует достижению следующих целей:

  • познакомить учащихся с разнообразием и богатством классической музыки;
  • помочь приобрести начальный музыкальный опыт в процессе слушания музыки;
  • ориентировать на создание своего отношения к музыке через конкретные действия, через образное видение произведения [8].

Проектная работа расширяет возможности урока музыки при использовании следующих видов и средств музыкальной деятельности:

  1. восприятие музыки;
  2. исполнительство;
  3. творчество;
  4. музыкально-образовательная деятельность.

Одним из важных условий разработки содержания программы по предмету «Музыка», согласно мнению Д. Б. Кабалевского, является использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений и импровизаций [4].

В нашей гимназии работает талантливый коллектив учителей и воспитателей. Совместным решением было объединить работу всех педагогов в долгосрочном проекте, который является одним из разделов программы предмета «Музыка» «В музыкальном театре». В разработке, совершенствовании и реализации принимают участие А. В. Ходаковская – преподаватель дополнительного образования, С. В. Сарина – учитель музыки, Н. В. Воложанина – руководитель вокальной студии, Е. А. Куйдина – руководитель танцевальной студии, Л. В. Васильева – воспитатель группы продленного дня, Н. В. Борисова – учитель начальных классов, М. Ю. Губина – библиотекарь. В результате совместной работы учителей, воспитателей, родителей и самих детей в гимназии успешно состоялись три спектакля: «Щелкунчик и мышиный король» – 2019 г., «Детский альбом на Новый год» – 2020 г., «Рождественская история» – 2021 г.

В процессе подготовки представлений нами были выявлены некоторые дидактические особенности постановки музыкальных произведений. Так, при рассмотрении героев сказки Гофмана, оказалось необходимым более глубокое изучение сказки «Щелкунчик» и балета Чайковского с использованием метода погружения в тему. Совместное прослушивание сказки, просмотр фрагментов балета и их обсуждение позволили нам понять, что музыка предвосхищает события, то есть подсказывает развитие сюжета. Благодаря фантазии детей, исполняющих роли и использующих движения, нами была создана инсценировка фрагментов балета с элементами двигательной импровизации и хореографии. При создании сценария «Детский альбом на Новый год» особенностью и сложностью стало объединение программных пьес цикла произведений П. И. Чайковского со сказками Ш. Перро.

При разработке сценария с учетом предметных требований пьесы были сгруппированы нами в тематические блоки:

  1. Марш, танец, песня.
  2. «Путешествие по странам».
  3. Детские игры и занятия.

Участники спектаклей приобретают определенные знания, умения и навыки, связанные с содержанием музыки. Происходит расширение их представлений о музыкальном жанре, они начинают глубже ощущать разницу в характере музыки песни, марша, танца. Развивается осмысленное отношение младших школьников к звучащей музыке. По утверждению С. Н. Юдочкиной, уяснить образный и эмоциональный строй пьесы учащимся позволяет стихотворный текст в сочетании с музыкальными интонациями [8]. Именно поэтому в театрализации музыкальных произведений нами используется оркестровое исполнение Детского альбома в звучании оркестра Спивакова. Реализуемая нами совместная коллективная деятельность в сотворчестве детей и взрослых позволяет подчеркнуть отношение композитора к детям, почувствовать домашний уют и семейное тепло, создать психологический комфорт. Необходимо отметить, что формирование первых представлений младших школьников о лучших образцах классической музыки, музыкальном искусстве обеспечивает развитие их предметных умений и навыков. Включение младших школьников в проектную деятельность позволяет погрузить их в многообразный мир музыки, развивать интерес, способствовать реализации их творческих способностей.

Таким образом, слушательская культура младших школьников как интегрированное действие, представленное движением, речью и музыкой может формироваться в специально созданных для этого условиях. Основой формирования такой культуры является музыкально-проектная деятельность, реализуемая в урочное и внеурочное время. Опыт организации музыкально-проектной деятельности в сотворчестве учителей, детей и родителей показывает целесообразность предлагаемой нами работы.

Литература
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.; Л, 1965. С.98.
2. Бояркина М.В. Духовно-нравственное воспитание в контексте гендерной социализации личности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – Том 13. - № 5. – 2018. – 147 с. – С. 53-59.
3. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. С. 91-109. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-obrazovaniya-tseli-zadachi-i-usloviya (дата обращения: 22.03.2021).
4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 – 8 классы / Под руководством Д. Б. Кабалевского. – 3-е изд. Москва, «Просвещение», 2006.
5. Семенова Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013. С. 70-73. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-v-urochnoe-vremya/viewer (дата обращения: 23.03.2021).
6. Сергеева Г. П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2017 — 64 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 34 с.
8. Юдочкина С.Н. Секреты профессии // Музыка в школе. Выпуск 6. 2010.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2023 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены