РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дидактическая игра как средство воспитания нравственных качеств личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста

Шумакова Севилия Гадмиллаевна

В последнее время педагоги и родители все чаще сталкиваются с детьми, интеллектуальное развитие которых выходит за рамки представлений о здоровом ребенке.
Сегодня эта тема обсуждается не случайно. Серьезные трудности, которые приходится преодолевать общеобразовательной, а тем более коррекционной школе в начале ХХI века, напрямую затрагивают и ее начальное звено. В настоящее время незамедлительного решения требуют следующие наиболее значимые проблемы начальной школы: неудовлетворительный (и все ухудшающийся) уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия учеников; нивелирование отклонений интеллектуального развития и поведения школьников.

На сегодняшний день количество детей с проблемами интеллектуального развития увеличивается. А.Н.Граборов отмечает, что дети с интеллектуальной недостаточностью наиболее многочисленная категория детей «группы риска», детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность

Еще в конце XIX начале XX века проблема использования игры стала привлекать внимание ученых. До настоящего времени этот интерес не угас. Первым теорию игры сформулировал К. Гросс «если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для этого и дано детство, чтобы мы могли играть»

Отечественный педагог А. С. Макаренко неоднократно выдвигал на первый план решающее влияние игры на формирование личности ребенка:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу»

Несомненно, дидактическая игра занимает важное место в жизни обучающегося школьного возраста. Успешная игровая деятельность является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций и овладения социальным опытом.

Количество детей с нарушениями в развитии очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. По данным исследований, проведенных в отдельных регионах нашей страны, этот показатель составляет около 3% от общего числа детей. Данная категория детей воспитывается в специальных детских садах, обучается в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при детских садах общего типа, в специальных классах и логопедических пунктах при обычных школах. Однако хорошо известно, что не все дети получают специальную коррекционно-педагогическую помощь

Целью проекта является использование дидактических игр в учебном процессе начальных классов в отношении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Объект исследования: использование дидактических игр в учебном процессе начальных классов в отношении обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного … возраста.

Предмет исследования: особенности использования дидактических игр в учебном процессе начальных классов в отношении обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Изучить особенности проведения дидактических игр в учебном процессе обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.
  3. Провести наблюдение над использованием дидактических игр у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.
  4. Разработать методические рекомендации по реализации дидактических игр в учебном процессе обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.
  5. Формировать у них социально-правильное поведение.
  6. Прививать этику отношений между людьми, они должны уметь: выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности.

Целевая аудитория представлена обучающимися с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.

Задачу нравственного воспитания детей способна решить игра. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств. В игре ребёнок знакомится с различными видами деятельности, осваивает новые социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей.

Игровая деятельность умственно отсталых детей в дошкольном возрасте развивается очень медленно. Как правило, малыши с умственными отклонениями, которые поступают в специальные дошкольные учреждения, совсем не умеют играть. Чаще они лишь однообразно манипулируют игрушками, например, одинаково и монотонно стучат о пол машинкой, куклой или кубиком.

Особенно, примечательно отношение детей с отклонениями, к куклам. Эта игрушка не воспринимается ребёнком как игрушечное изображение человека.

Без специального обучения, такие дети лишь к 9-10 годам овладевают простыми игровыми действиями, которые они могут повторять многократно, однообразно и без эмоциональных реакций. Именно поэтому очень важно чтобы игры для отсталых детей проводились под надзором и при участии специалистов. Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущее место и, следовательно, оказать ожидаемого воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка.

Задача педагога развивать в игровой деятельности творческую активность детей. Этому способствует организация игры с использованием различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, а также использование сказочных и реальных персонажей. Использование в сюжете игры разнообразных ролей активизирует воображение детей, их фантазию. При этом педагог поощряет детей, которые вводят в игру новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребёнка

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача педагога - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.

Выбор игры определяется эмоциональными переживаниями ребёнка. Он отражает в игре повседневные впечатления, вызванные эмоциями от общения, а также от новых событий. Задача воспитателя при этом - помочь ребёнку выбрать самые яркие жизненные впечатления, которые могут послужить сюжетом игры.
Особое влияние на формирование личности оказывают произведения искусства и художественной литературы, которые открывают перед детьми новый мир, заставляют задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Любимые герои часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в характерах героев, их поступках.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог должен управлять выбором игры. Разными способами он должен восстановить воспоминания о том, что дети видели, о чём им читали. Для младших дошкольников, возможно наглядное напоминание: карточки с изображениями музыкальных инструментов наводят на мысль провести музыкальное занятие, игрушки сказочных героев напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подать идею игры, можно показать детям спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном её переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, дед посадивший репку зовёт на помощь не бабку и внучку, а кукол и лесных зверей.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и её содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвёртом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры. Перед началом игры педагог задаёт вопрос: «Во что вы будете играть? Кем ты будешь? Какие игрушки вам нужны?» Эти вопросы заставляют детей придумать основной сюжет, который в дальнейшем может развиваться.

У старших дошкольников игровой опыт больше, и более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные игровые сюжеты. Педагогу достаточно напомнить об экскурсии, книге, сказке, чтобы зародилась идея новой игры. Важным побудителем игры является также обсуждение с
детьми увиденного или прочитанного, характеры героев, их поступки. Педагог может посоветовать тему, или, игра возникает естественно без предложения воспитателя.

Организуя игровую деятельность, педагог особое внимание уделяет созданию доброжелательных отношений между детьми. Он показывает, как можно играть вместе в дидактические и подвижные игры, как вдвоём посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивая зону ближайшего развития, оказывая развивающее воздействие на психологический облик умственно отсталого ребёнка.

Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема

В процессе обучения среди педагогических средств особое место уделяется дидактической игре. Она представляет собой целенаправленную организацию учебно – игровых взаимодействий обучающихся.

С позиции игровой деятельности дидактическая игра – это познание и реальное освоение обучающимися предметной и социальной деятельности в ходе решения игровой проблемы с помощью игровых действий, воссоздание в ролях основных видов поведения по правилам, заложенным в условиях игры.

В отечественной и зарубежной психологии сложились различные точки зрения на сущность, назначение и природу (социальную или биологическую) игры. Вместе с тем почти все исследователи сходятся во мнении, что игра – это важное средство развития мотивационной и потребностной сферы, способ познания, формирования умственных способностей, нравственных качеств личности.

Каждый вид игры осуществляет свое предназначение в развитии ребенка. Различают три группы игр:

  • 1-игры, которые возникают у ребенка. Их называют самодеятельные игры;
  • 2-игры, которые возникают по инициативе взрослого, использующего их с обучающей и воспитательной целью;
  • 3-игры, которые идут от традиций этноса. Это такие народные игры, которые возникают и по инициативе взрослого, и более старших детей.

Каждая из этих групп игр представлена видами и подвидами. Так, в состав первой группы входят: игры – экспериментирование и сюжетные самодеятельные, игры – сюжетно – образовательные, сюжетно – ролевые, театрализованные и режиссерские. Эта группа игр является наиболее продуктивной для развития интеллекта ребенка, его творчества, проявляющиеся в постановке новых задач игры себе и другим играющим; для возникновения новых видов деятельности и мотивов. Особенно игры, которые возникают по инициативе самих учащихся, ярко представляют игру в виде формы практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых впечатлений и переживаний, которые связанны с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Содержание этих игр «питается» опытом других видов деятельности детей и содержательным общением со взрослыми.

Вторая группа игр включает обучающие игры (дидактические, сюжетно – дидактические) и досуговые, к которым относят игры – забавы, интеллектуальные, игры – развлечения. Воспитательная и развивающая роль таких игр огромна. Они создают культуру игры, содействуют усвоению социальных правил и норм, являются основой самодеятельных игр, в которых у детей есть возможность использовать полученные знания творчески.

Третья группа игр – это традиционные игры, или народные. Они лежат в основе многих игр, которые относятся к обучающим и досуговым. Предметная среда народных игр традиционна и часто представляется в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, которые проводились в последние годы, показали, что эти игры формируют у детей универсальные родовые и психические способности человека (сенсомоторной координации, символической функции мышления, произвольности поведения и другие), а также важных черт психологии этноса, создавшего игры.

Игра, как средство нравственного воспитания занимает большое место в системе воспитания детей с ОВЗ. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности.

Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. Известные психологи Алексей Николаевич Грабов и Григорий Яковлевич Трошин высоко ценили игру в деле воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Игру они считали точным показателем проявления детских способностей, возможностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре развивается память, мышление, воображение.

Широкое использование игр и различных занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки и т. д.) не только предупреждает появление у ребят пассивного отношения, но и способствует активизации интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения. Если игра интересна ребенку, она создает ему радостное бодрое настроение, отвлекает от проблем здоровья, пробуждает любознательность и потребность к активной деятельности.

С целью интеллектуального развития детей, их воспитания, обучения и коррекции на самоподготовке применяются различные игры. Смекалки, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Так формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Ребусы — один из видов деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, он способствует развитию воображения, остроумия, находчивости.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число, реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. («Поиск недостающих в ряду фигур»; «Головоломки с палочками»; «Преобразование одной фигуры в другую»; «Изменение количества квадратов в фигуре»; «Составление фигур из треугольников, квадратов».

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с проблемными элементами, присуща занимательной задаче, развитию интереса детей.

Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, головоломки — предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование: лабиринты, логические квадраты — направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.
Игры на формирование умения анализировать: «Найди пару»; «Найди лишнее»; «Продолжи ряд»; «Загадки»; «Занимательные таблицы» — предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает?»

Использование различных мячей на самоподготовке и в свободное время дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка (так как ребенок думает, что он играет). Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений. Игровые действия с мячом, бусинами, шариками, одно из любимых средств организации детей. Шар рассылает оптимальную информацию ко всем анализаторам. Совместная работа двигательного вестибулярного, зрительного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметами круглой формы, усиливает эффект занятия («Верю, не верю»; «Съедобное, не съедобное» и т. д.). Положительным результатом игр с мячом является то, что педагогу с коррекционными приемами удается включиться в жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей.

Игра и активные движения, интеграция физических упражнений, игровых действий, речевого сопровождения, копирования действий педагога, способствует повышению эмоционального тонуса, что побуждает ребенка к общению. У детей во время таких игр поднимается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Подчинение движений тела определенному темпу, определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми нарушениями, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен или замедлен. У них изменен тонус, поэтому включение игр на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чисто говорками, стихами. (Игра с мячом «Чего не стало» — попасть маленьким мячом в картинки, назвать их и сказать «чего не стало»; «Назови с разной интонацией» — с воздушными шариками; «катать мяч по парте и проговаривать чисто говорку»; «Физкультминутка», «Я знаю»; «Взять шарф за концы мяч посредине, перекатывать мяч и называть имена»; «Собери бусы» — собрать из предложенных слов предложение при этом нанизывая бусы на шнурок; «Намотай на клубочек» — намотай нитки на клубок и расскажи стихотворение; «Бросать большой мяч об пол, ловить его и считать»; «Посчитаем слова» — бросать большой мяч друг другу и называть слова противоположные по значению).

Таким образом, внедрение в воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задачу нравственного воспитания детей способна решить игра. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств. В игре ребёнок знакомится с различными видами деятельности, осваивает новые социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей.

В организации учебного процесса в специальной коррекционной школе большое внимание уделяется вопросу о своеобразии образовательной и воспитательной работы с обучающимися младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Главной проблемой в начале обучения учащихся является их мотивация к обучению, которая выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Преодолеть эти трудности можно, если сделать учебный процесс интересным занятием для ребенка, т. е. проводить его в форме специальных дидактических игр, которые должны быть рассчитаны на увлечения обучающихся и на их обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым и приобретенным знаниям, умениям и навыкам. У младших школьников с интеллектуальными нарушениями игровая деятельность занимает большое место в школьный период обучения и развития.

Дидактическая игра – это практическая деятельность. С ее помощью можно проверить усвоение детьми знаний и умения применить, когда это нужно. Обучающиеся усваивают знания тогда, когда их можно применить на практике в разных условиях.

Практический этап исследования позволил сделать выводы, что чаще всего дидактические игры используются педагогом как этап занятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабина, Р. И. Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения [Текст] / Р. И. Алабина // Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». – 1997. – № 9. – C. 5-11.
2. Арушанова, А. Г. Истоки диалога: Книга для воспитателей [Текст] / А.Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Р. А. Иванкова. – М. : «Мозаика – Синтез», 2003. – 216 с.
3. Бондаренко, А. Дидактические игры в школе [Текст] / А. Бондаренко. – М. : «Просвещение», 1991. – 34 с.
4. Бочек, Е. А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» [Текст] / Е. А. Бочек // Начальная школа. – 1999. – №1. – С. 39.
5. Бочкарева, Л. О проблемах дидактической игры [Текст] / Л. Бочкарева// Начальная школа. – 2003. – №7. – С. 45.
6. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по спец. №2111
a. «Дефектология» [Текст] / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с.
7. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
8. Волошкина, М. И. Дидактическая игра в подготовке ребёнка к обучению в школе [Текст] / М. И. Волошкина. – Издательство : Начальная школа, 2002.–230
9. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.- СПб.: Союз, Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 - 416.
10. Воспитание детей в игре/Под ред. Д.В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1979 -190

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены