РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательных интересов учащихся путём ведения проектно-исследовательской деятельности.

Егорова Елена Ивановна,
учитель МКОУ «Барановской СОШ»
Сафоновского района Смоленской области

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться. Так почему же для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду уроки математики, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного обучения и воспитания.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской и творческой деятельности.

Совершенствование учебного процесса на современном этапе развития математического образования характеризуется переходом от предметно-ориентированного к личностно-ориентированному обучению.

Поэтому задача педагога – помочь ученику стать свободной, творческой и интеллектуальной личностью. Важнейшей тенденцией современного образования является поиск средств и методов обучения для развития способностей.

Цели и задачи проектно-исследовательской технологии при обучении математике:

  • развитие творческих и познавательных способностей, логического мышления учащихся;
  • совершенствование способностей к самообразованию, умение поставить цель и организовать ее достижение;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделить главное – научить добывать информацию, критически ее оценивать, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники;
  • научить планировать свою работу;
  • формирование умений взаимодействовать с другими людьми, воспринимать их информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;
  • развитие у учащегося критического мышления, адекватной самооценки, формирование позитивной Я - концепции;
  • обучение учащихся рефлексии;
  • обучение учащихся публично выступать.

Моя задача как учителя математики – организовать деятельность учащихся на занятиях таким образом, чтобы каждый из них постигал новую высоту в познании, вовлечь своих учеников в проектно- исследовательскую деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время, дать возможность проверить силу своего познания в сравнении с другими учащимися.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектно- исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

Используя в своей педагогической работе проектно-исследовательский метод, я начинаю с анализа учебного программного материала по математике. Выбираю ведущую тему курса или несколько тем, которые будут вынесены на проектирование. Работая по проектно-исследовательскому методу, создаю условия, при которых учащиеся, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания, а с другой – применять на практике ранее приобретенные знания и умения.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ

Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Этапы работы над проектом.

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы);
  • АНАЛИТИЧЕСКИЙ Планирование (определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы);
  • ПРАКТИЧЕСКИЙ (сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач). Выводы: анализ информации; формулирование выводов.
  • ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ. Планирование презентации и подготовка презентационных материалов. Представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.
  • КОНТРОЛЬНЫЙ. Оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

На начальном этапе каждой группе сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

  • практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)
  • практические задачи – задачи прикладного характера;
  • проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
  • теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
  • задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.

Рассмотрю применение проектно-исследовательского метода на уроках математики и во внеурочное время.

В своей практике я начинаю выполнять с учениками творческие и исследовательские проекты с 5 класса.

Первые проекты по математике мои учащиеся выполняют в 5 классе в рамках предметной недели, всем достаётся по одной теме из истории математики по темам «Обозначение натуральных чисел», «Старинные меры длины», «Старинные меры веса», «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Старинные меры объёма», «Как люди научились считать», «Как возникла Геометрия», «История возникновения математических игр», «Машины-математики».

Мы начинаем создавать огромный проект «Математическая летопись», результатом проекта будут являться 5 книг – летописей.

В 6 классе учащиеся продолжают выполнять данный проект по темам «Интерес древних математиков к простым числам», «Первые дроби», «Учение об отношениях и пропорциях. Золотое сечение», «Число пи. Его открытие», «Появление отрицательных чисел», «Сложение и вычитание отрицательных чисел», «Рациональные числа», «Решение уравнений в древности. Зарождение алгебры», «Появление координат», «Что такое «математика»

Этот долгосрочный проект позволяет осуществить интеграцию математики, информатики и ИЗО, т.е. учащиеся учатся осуществлять поиск информации, самостоятельно оформляют и разрисовывают свою страничку летописи (есть номинация «за оформление»). Даже ученики с пониженной мотивацией к изучению математики с удовольствием выполняют подобные задания, испытывая радость успеха.Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.

Однако не стоит перегружать учеников большим количеством проектов. В старших классах учащимся нравятся творческие проекты. В 2015 году 9-тиклассники стали победителями на районном конкурсе проектно-исследовательских работ по математике «Шаг в науку» со своим проектом-исследованием в номинации помощь учителю «Учение с увлечением или математика в стихах», поставив перед собой цели такие в исследовании: выяснить легче правила учатся в стихотворной форме или обычными определениями.

Результатом данного проекта стало создание сборников определений и правил в стихотворной форме для каждого класса с 5 по 11. В 10-ом классе победитель того же конкурса – проект 10-тиклассницы «Математика – это жизнь». Некоторые задания выполнялись учащейся в виде наглядного пособия по геометрии и в виде презентации в Power Point.
В настоящее время начат проект с 7-миклассниками, приуроченный к году экологии «Красная книга Смоленской области на координатной плоскости».

Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  • Активизация интереса к знаниям;
  • Развитие представлений о межпредметных связях;
  • Установка на престижность знаний;
  • Развитие коммуникативной направленности;
  • Развитие научного мышления;
  • Развитие творческого подхода к собственной деятельности;
  • Освоение новых информационных технологий

В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектно-исследовательского метода обучения учащихся: для меня, как учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной и творческой деятельности учащихся, это – удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. Поэтому я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеклассной работе. Без умения включать в образовательный процесс проектно-исследовательскую технологию не обойтись и учителям, намеренным расширять свой педагогический инструментарий.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены