РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная деятельность как фактор становления социальной активности инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Для реабилитантов стационарного Реабилитационного центра УСО ПНИ-10, где проходят реабилитацию граждане трудоспособного возраста с ограниченными  возможностями здоровья, неприемлема оценка с помощью стандартизированных тестов: она не  может отражать в полной мере реальный уровень  достижений реабилитантов, а достижений у них достаточно много и находятся они в разных областях деятельности. Каждый внутри достаточно замкнутой системы стационарного учреждения знает о том, что тот или иной воспитанник занимается тем или иным делом. Но эти знания носят разрозненный характер. Обобщить индивидуальные достижения воспитанника поможет реабилитационное портфолио или папка достижений.

Проблема – фиксация достижений реабилитантов.

Гипотеза: социально-педагогические проекты могут быть средством повышения эффективности реабилитации лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями, если

  • соответствуют социальному заказу (отвечают потребностям всех участников реабилитационного процесса;
  • активизируют  инициативу педагога и реабилитанта;
  • позволяют объединиться различным специалистам РЦ;
  • позволяют всем участникам проектов развивать свои проектные  способности;

Если проект решает педагогические задачи, направленные на

  • развитие коммуникативных способностей реабилитантов, активизацию  познавательного интереса к событиям своей жизни, к  событиям в жизни коллектива;  овладение навыками пользоваться компьютером/планшетом/фотоаппаратом;
  • содействие процессам самоопределения и самовыражения личности реабилитанта;
  • развитие представления воспитанников о возможных вариантах выстраивания жизненного пути;
  • повышение самооценки воспитанника; помощь в осознании (им самим и окружением) ценности его индивидуальности;

Формирование реабилитационного портфолио – задача практико-ориентированная, и для ее решения я выбираю в качестве методологической основы диалоговую концепцию М.М. Бахтина –В.С. Библера, коммуникативную парадигму развития личности Н.Б. Жиенбаевой. Парадигма межличностного общения (с ориентацией социального педагога на собеседника-реабилитанта) вместе с парадигмой педагогического сотрудничества (когда реабилитант получает социально-педагогическую поддержку в решении социально значимых для него проблемах) образуют фундамент того процесса, который обозначается термином «личностно-ориентированное обучение» (Жиенбаева Н.Б., 2006).

Примером проектной деятельности в РЦ УСО ПНИ-10 может быть:

  • Технология формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника социального педагога Анисимовой НВ. (утверждена методсоветом, реализуется социальным педагогом с 2011 года).

Реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ позволяет показать  все его достижения в социальной, коммуникативной, трудовой и досуговой сферах. Педагогическая значимость реабилитационного портфолио состоит в смещении акцента с того, что реабилитант не умеет и не знает, на то, что он умеет в различных сферах жизнедеятельности.

В обобщенном виде реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ – форма сбора информации об учебно-познавательной, трудовой и досуговой деятельности реабилитанта РЦ УКСО ПНИ-10 на протяжении какого-либо периода (например, учеба в каком-то конкретном классе) или всех лет реабилитации.

Всесторонний индивидуальный мониторинг комплексной реабилитации воспитанника РЦ позволяет выполнить:

  • оценку динамики формирования социальных компетентностей и статусов, освоения социальных   ролей;
  • интеграцию качественных и количественных оценок деятельности воспитанника.

Задачи Технологии формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ

  • поиск зон успешности воспитанника; предварительный мониторинг индивидуальных достижений воспитанника;
  • адаптация субъекта  в социально-педагогическом взаимодействии;
  • вовлечение воспитанника в работу по сбору материалов для портфолио; формирование (либо закрепление) компетентностей ДПС (действенно-практической сферы личности), СУМ (самоуправляющих механизмов личности воспитанника: потребности в самоутверждении), СЭН (сферы эстетических и нравственных качеств личности: нравственного отношения к результатам и стимулам);
  • фиксация (мониторинг) индивидуальных достижений воспитанника;
  • представление воспитанникам возможных вариантов выстраивания жизненного пути;
  • повышение самооценки воспитанника; помощь в осознании (им самим и окружением) ценности его индивидуальности;
  • содействие процессам самоопределения и самовыражения личности реабилитанта;
  • повышение активности воспитанника и его окружения (педагогов, проживающих, родственников, друзей, работодателей и т.д.).

Разделы  (рубрики) реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ:

  • Официальные документы (свидетельства об окончании Лицея, школы и пр.);
  • Учебная деятельность (фотоматериалы);
  • Досуговая деятельность (фотоматериалы)
  • Трудовая деятельность (фотоматериалы);
  • Ромашка социальных ролей и статусов;
  • Отзывы и характеристики (могут вкрапляться разделы учебная, трудовая,  досуговая деятельность);
  • Для души (мой знак зодиака, любимый учитель, любимый цветок, мои друзья, мой портрет и т.д.).

Для реабилитантов с ограниченными возможностями наиболее подходящей будет модель комплексного реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ.

Структура Технологии формирования реабилитационного портфолио:

  • Подготовительно-диагностический этап реализуется как совместное дело реабилитанта и социального педагога;
  • Деятельностный этап  также реализуется как совместное дело реабилитанта и социального педагога;
  • Констатирующий этап: портфолио может  быть представлено группе реабилитантов как вариант выстраивания жизненного пути; или Врачебной Комиссии как результат реабилитации и свидетельство готовности реабилитанта к самостоятельному проживанию; или как наглядный методический материал на педагогическом совете, семинаре.

 

АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Апробация Технологии формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ УКСО ПНИ-10 проводится в период с 2008 года на базе реабилитационного центра УКСО ПНИ-10 социальным педагогом с привлечением воспитанников, педагогов РЦ и работодателей воспитанниц, которые трудятся в открытом рынке труда.

Основной метод фиксации результатов (включенное наблюдение) позволил сделать следующие выводы:

  • степень помощи социального педагога реабилитантам при формировании может быть различной, она зависит от уровня самостоятельности реабилитанта;
  • наблюдалось повышение самооценки реабилитантов (изменение оценки собственного труда со стороны реабилитантов, осознание необходимости и важности своего труда), формирование новых компетентностей у воспитанников РЦ;

 

Таблица 1

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕАБИЛИТАНТОВ

№№

Имя реабилитанта

Период формирования

портфолио

Где было (или будет) представлено

портфолио

1

 Екатерина В.

2011-2012

2 года

 Самопрезентация в программе комплексного занятия для обучающихся швейной и учебной групп РЦ;

В РЦ УСО ПНИ-10 на семинаре для специалистов «Личностно-ориентированное обучение и его методики».

 

2

 Наталья З.

2012-2014

3 года

На открытии персональной выставки творческих работ (вышивки в различных техниках), организованной в холле УСО ПНИ-10.

 

3

 Наталья И.

2014-2017

4 года

Будет

представлено на ВК

 

4

 Наталья М.

2011-2013

3 года

Самопрезентация на праздновании дня рождения, и в связи с переводом в ПНИ-1

 

5

 Елена О.

2015-2017

3 года

Будет представлено на ВК

 

6

 Наталья П.

2015-2017

3 года

Для участия в конкурсе «Вы – лучшие!»

 

7

 Ирина Ч.

2014-2016

3 года

Для участия в конкурсе «Вы – лучшие!»

 

8

 Наталья Ч.

2015-2017

3 года

Как итог  реабилитации в РЦ, в связи с выходом на самостоятельное проживание.

 

9

 Оксана Ф.

2012-2013

2 года

Как итог реабилитации, в связи с 40-летием

 

10

 Ирина А.

2015-2017

3 года

Как итог  реабилитации в РЦ, в связи с выходом на самостоятельное проживание.

 

11

 Людмила В.

2016-2018

3 года

Как итог  реабилитации в РЦ, в связи с выходом на самостоятельное проживание.

 

 

ВЫВОДЫ

Основным результатом применения Технологии  формирования реабилитационного портфолио являются личностные качественные изменения реабилитанта в СЭН (сфере эстетических и нравственных качеств личности):  отношение к результатам своей трудовой и досуговой деятельности как к значимым - «Я могу», «Я нужен», «Мои творческие работы нравятся», «Мой труд важен»;  в СПД (действенно-практической сфере): активное взаимодействие со специалистами РЦ в процессе сбора документов и материалов для портфолио; закрепление  потребности в труде, усердного отношения к выполняемой работе; формирование  СУМ (самоуправляющих механизмов личности): повышение самооценки, удовлетворение потребности в самоутверждении; закрепление социальных установок на добросовестный труд, приобретение новых социальных компетентностей и освоение новых социальных ролей.

Отмечены новые социальные навыки, которые формируются у воспитанника на этапах сбора материала, формирования реабилитационного портфолио (папки достижений), презентации портфолио. 

Степень участия того или иного воспитанника в формировании портфолио может быть различной, также как и степень самостоятельности в подготовке  и проведении презентации: это может быть монологический (заранее подготовленный с помощью социального педагога) рассказ о себе либо ответы на вопросы социального педагога и других участников презентации.

Каждый из участников апробации освоил (или освоит) новую социальную роль – презентующего свои достижения, осознал (или получит такую возможность) ценность своей индивидуальности, а участники презентации получили (либо получат) представление о возможных вариантах выстраивания жизненного пути и реабилитационного маршрута.         

Немаловажным является мотивация воспитанников РЦ на овладение ЗУН (навыками самооценки результатов своей трудовой деятельности, знаниями о важности своего труда и т.д.), обеспечивающими в дальнейшем успешность в трудовой общественно значимой практической (трудовой либо художественно-прикладной) деятельности, в том числе   при  трудоустройстве на работу в штат ПНИ-10 или в открытый рынок труда, для поступления в ПРЛ и получения  специальности, а также для самостоятельного проживания вне стационарного учреждения.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены