РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психомоторные упражнения как средство развития физических и психических возможностей обучаемых

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Научные работы в этом направлении доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. [1] Именно поэтому в младшем школьном возрасте, для дошкольников практикуются упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия. Вместе с тем в среднем и старшем школьном возрасте, да и дальше эти упражнения не применяются.

Какие же это упражнения? Упражнения для вестибулярной системы, упражнения на пересечение средней линии, глазодвигательные упражнения. Все перечисленное можно проводить на любых дисциплинах для повышения внимания, снятию напряжения.

В частности, перечисленные упражнения с успехом применяются на уроках по физической культуре. Их выполнение чередуется с «обычными» разминочными упражнениями. В течение разминки, таким образом, выполняется от трех до пяти психомоторных упражнения. Обучаемые, впервые столкнувшись с выполнением этих упражнений испытывают чувство глубокого интереса от того, что эти вроде бы простые движения не так то и просто выполнить, и радость от того, что в итоге все получается. Со временем упражнения усложняются, включается элемент соревновательности (кто сделает сложное упражнение большее количество раз.).

Теперь о практической значимости. Для эксперимента было взято две группы обучаемых первого курса: группа «обычных» детей и группа детей с ограниченными возможностями здоровья. В течение двух месяцев в указанных группах на разминке применялись психомоторные упражнения. Упражнения лишь дополняли разминочные без изменения тематики и хода занятия. Далее сравнивался средний балл (оценки), полученные в экспериментальных группах и аналогичных группах прошлого года, где обучаемые не сталкивались с психомоторными упражнениями.

Интересен результат. Группа обучаемых с ограниченными возможностями здоровья, где использовались психомоторные упражнения, показала результат среднего балла на 0,3 выше (или на 7,3% ) по сравнению с аналогичной группой прошлого года. Группа «обычных» обучаемых показала результат среднего балла на 0,1 больше (3% ) по сравнению с аналогичной группой прошлого года.

Таким образом наблюдается явная причинно следственная связь с положительным для обучаемых эффектом между выполнением психомоторных упражнений и успеваемостью.
Следует сказать, что интеллектуальные способности человека, которые, как мы теперь знаем, тесно взаимосвязаны с выполнением определенных физических упражнений, развиваются и процесс не останавливается в младшем школьном возрасте. [2] Однако психомоторные упражнения почему то не используются на занятиях ни в среднем, ни в старшем школьном возрасте, ни тем более в высших учебных заведениях, хотя, как видно из показанного мной примера их применение эффективно.

В завершение назову некоторые из этих упражнений, которые нашли свое применение при проведении занятий:

  • «ухо и нос». Предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха. По хлопку необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой – за нос;
  • «кулак-ладонь». Предлагается левую руку согнуть в локте, а ладонь сжать в кулак, пальцы раскрытой ладони правой руки при этом должны касаться кулака левой. По хлопку положение ладоней и рук меняется;
  • из положения стоя предлагается одновременно, сгибать в колене правую ногу и сгибать в локте правую руку так, чтобы колено касалось локтя, далее упражнение повторяется с левыми конечностями. В продолжение упражнения проводится совмещение разноименных конечностей (правого локтя и левого колена).

Библиографический список

  1. Бехтерев, В.Н. Общие основы рефлексологии человека / В.Н. Бехтерев. – М., 1928.
  2. Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости//Советская педагогика.-1969, № 10.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены