РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие связной письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Одним из важнейших компонентов в развитии обучающихся с нарушением интеллекта является формирование связной письменной речи. Письменная речь обозначает уже готовую мысль, включает процесс становления мышления. В этом ее существенное значение для развития интеллектуальных возможностей, коррекции психических процессов детей.

Работа над письменными высказываниями существенно влияет на речевое развитие и совершенствование мыслительной деятельности обучающихся.

При этом обучающиеся имеют возможность детально осмыслить содержание, уделить больше времени для подбора слов и построения предложений. Все это способствует успешному формированию и развитию связной письменной речи, делает ее богаче.

В своей практике подготовке к изложению и сочинению отвожу три-четыре урока, которые предшествуют самостоятельной письменной работе.

При проведении изложений на уроках русского языка обучающимся предоставляется определенный текст.

Задача учеников: уяснить смысл этого текста и передать его. В результате школьники учатся излагать связно и последовательно прочитанный текст. Этот вид работы помогает при усвоении других учебных дисциплин: учит излагать любой материал связно и логично.

Помимо этого при работе над формированием связной письменной речи решается ряд задач:

  • введение новых слов в речь обучающихся (с предварительной работой уточнения их значения и употребления);
  • необходимость активизации ряд слов, находящихся в пассивном словаре учеников;
  • развитие навыков коммуникации (умение выражать свои мысли связно и последовательно);
  • развитие внимания и наблюдательности;
  • приобщение к прекрасному, родной природе и отечественным художникам.

При работе над изложением урок начинаю с предварительной беседы по выявлению знаний обучающихся по теме. Далее перехожу к содержательной части заготовленного материала (иллюстрация или репродукция, текст).

Затем выстраиваю работу следующим образом:

  • анализ предоставленного материала,
  • чтение текста для изложения учителем,
  • совместное составление плана/ обсуждение готового,
  • проведение словарной работы,
  • составление рассказа по пунктам плана,
  • повторное прочтение теста учителем,
  • самостоятельное написание обучающимися изложения.

Не менее важное значение в формировании связной письменной речи для обучающихся с нарушением интеллекта имеет и работа над сочинением. Следует отметить, что сочинение занимает особое место, что связано со значительной долей самостоятельности учеников в работе над ним.

Обучающимся необходимо собрать материал для сочинения, систематизировать его и расположить в логической последовательности, сделать выводы. Для школьников с нарушением интеллекта данный вид работы является довольно сложным и трудным.

В своей практике я использую сочинения по репродукциям известных картин.

Сюжетная картина вызывает у обучающихся живую реакцию и желание описать ее. Однако обучающиеся с нарушением интеллекта не всегда может самостоятельно выделить звенья, необходимые для повествования, составить их последовательность. Поэтому выбор репродукции картины для сочинения произвожу с особой тщательностью:

  • доступность для написания по планируемому содержанию, эмоциональность, что создает заинтересовать обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность;
  • простота композиции;
  • содержание воспитательного компонента.

В работе над сочинением выделяю следующие этапы работы:

  1. Вступительная беседа. Этот этап провожу без показа репродукции ученикам. Знакомлю с автором и историей создания картины в случае, если она принадлежит классическому фонду.
  2. Демонстрация репродукции картины обучающимся. Перед этим предлагаю поразмышлять на вопрос: какие мысли и чувства у вас вызывает картина?
  3. Проведение беседы, касающейся первичного восприятия картины с целью выявления, как обучающиеся поняли содержание картины, ее главную мысль и что они почувствовали.
  4. Далее помогаю увидеть обучающимся подробности и детали, создающие художественный образ картины. Задаю вопросы, нацеленные на раскрытие связей между предметами, которые изображены на картине.
  5. Работа над планом (обсуждение готового или совместное составление).
  6. Устный рассказ по картине.
  7. Написание сочинения.

Мотивирую обучающихся пользоваться справочными материалами, учебниками, орфографическим словарём. В ходе написания сочинения оказываю значительную помощь обучающимся по содержанию или оформлению.

После написания творческих работ считаю необходимым обсудить трудности, которые возникли при написании изложения или сочинения. По желанию любой ученик может зачитать свою работу перед классом.

Следует отметить, успешность коррекционного воздействия в значительной степени зависит от деятельности педагога, его умения подобрать успешные формы работы, организовать учебный материал и выстроить деятельность обучающихся в написании творческих работ, учитывая их индивидуально психологические особенности. Это способствует расширению сферы их общения, возможности усвоения новых знаний, совершенствованию интеллектуальной деятельности и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены