РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Обогащение словаря и развитие речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями через внеклассную работу

Ведущей целью обучения детей с интеллектуальными нарушениями является их социализация в современном обществе. Коррекция и развитие дефектов таких обучающихся для подготовки к дальнейшей жизни должна охватывать весь учебно-воспитательный процесс в школе.

Нарушение познавательной деятельности и низкую учебную мотивацию обучающихся необходимо компенсировать при помощи различных форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Формирование познавательных интересов у детей с нарушением интеллекта осуществляется в процессе обучения и воспитания и включает внеклассную работу по учебным предметам.

Организация внеклассной работы способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках русского языка материала, содействует развитию речи обучающихся, повышает уровень языкового развития школьников, воспитывает интерес к предмету.

Внеклассная работа позволяет обучающимся применить свои знания и умения в новых, нестандартных ситуациях, полученных детьми на уроках. В этом случае правильная и целенаправленная организация внеклассной деятельности учеников с нарушениями интеллекта поможет воспитать у детей привычки правильного поведения в обществе и трудовой деятельности, в учёбе самостоятельность и инициативность, способствуют дальнейшей успешной социализации в обществе.

Знания, умения и навыки, приобретённые обучающимися на уроках русского языка и развития речи, играют важную роль в подготовке детей к практической деятельности в жизни и вместе с этим способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса. Практическая направленность в обучении выражается в том, что основным принципом занятий по указанному предмету является работа над развитием речи обучающихся. Таким образом, внеклассная работа по русскому языку предоставляет большие возможности для практического использования речи обучающихся.

Неотъемлемой частью внеклассных занятий является то, что в каждом из них обучающиеся получают возможность решать посильные задания, выполнять элементарные стилистические упражнения. Обучающиеся, опираясь на полученные уже ранее знания по русскому языку на уроках, выполняют на внеклассных занятиях упражнения, основанные на занимательности. Это способствует пробуждению у школьников непосредственного интереса к предмету и стремления к получению знаний.

Своей целью во внеклассной работе по русскому языку ставлю обогащение словаря и развитие речи обучающихся.

Применяю практические упражнения следующего характера:

  • распределить слова по темам,
  • заменить устойчивые сочетания слов одним словом и наоборот,
  • сгруппировать слова на основе общности какого-либо признака,
  •  заменить в тексте выделенное слово сходным по значению,
  • заменить в тексте выделенное слово противоположным по значению,
  •  вставить подходящие по смыслу слова в предложения, составить предложения с данными словами,
  • устранить однообразие в тексте,
  • написать рассказ по картинке и др.

В комплексном и систематическом подходе к коррекции недостатков речевого развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями большое место должно отводиться работе над лексической стороной речи.

Предлагаемые мною примерные задания на внеклассных занятиях направлены на успешное обогащение, уточнение и активизацию словаря учеников.

1) Назови все предметы одним словом (отработка слов с обобщающим значением).

2) Назови второе слово в паре, опираясь на предложенный образец: груша – фрукты, морковь - …, тарелка - … Задание наоборот: фрукты – яблоко, …; овощи - … и т. п.

3) Найди лишнее изображение.

Предложено несколько изображений на определенную тему и одно изображение на другую тему (свёкла, картофель, вертолёт, чеснок).

4) Продолжи ряды слов: мебель – стул, …, …, …; деревья – берёза,…, …, … .

5) «Отгадай и назови».

С привлечением предметных картинок:

  • Место, где изготавливают и продают лекарства (Аптека).
  • Сильная метель (Вьюга).
  • Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе (Варенье).
  • Помещение для стоянки автомобилей (Гараж).

6) «Что вокруг нас?»

Обучающиеся называют то, что видят в окружении себя.

7) Придумывание учениками загадок с обязательным использованием обобщающих слов.

(Домашнее животное, с рогами, большое.)

8) «Кто у кого?» Помоги найти маму каждому детёнышу. - У кошки – котёнок, у коровы - … .)

9) «Дополни предложение»:

Мы за грибами… (пойдём). На машине … .

10) «Подбери глагол»:

- что делает дождь? (льет, идёт, шумит, барабанит т. д.)

11) «Подбери имя прилагательное»:

а) Солнышко (лучистое, доброе, золотистое и т.д.)

б) Листья на деревьях (зелёные, большие, жёлтые и т.д.)

в) Снег (белый, рыхлый, мокрый и т.д.)

г) Небо (голубое, ясное, чистое и т.д.)

12) Добавь имя прилагательное в предложение.

 Яблоко - сладкое, а лимон - … . Баклажан - овальный, а лук - … .

13) Объясни значение слова (работа с многозначными словами):

А)
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?

Объясни значение выражений:
- болтать языком?
- болтать ногами? Сколько значений у слова болтать?

Б)
Говорят: часы стоят,
А еще: часы спешат
Или говорят: часы идут,
Но лишь немножко отстают.
А мы смотрели с Мишкой вместе,
Ведь часы висят на месте!

Объясни значение выражений:

  • часы стоят,
  • часы идут,
  • часы спешат,
  • часы отстают?

В каких случаях можно сказать: часы бегут?

14) Найди слова-близнецы:

А)
Шёл я однажды с сумкой за плечом.
Вижу- бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водой я спину гну.
Если ключ я не найду,
Как же домой я попаду?

15) Подбери слово с одинаковым значением:

закат – заход, копать -…, печальный -.., радостный -…, врач - …,труд -…, строить -… и т.д.

16) Как по-другому можно сказать: Незнайка исчез, дверь неожиданно открылась, вбежал в комнату, таинственный вид?

17) Подбери слово с противоположным значением:

Враг – друг, толстый - …, длинный - …, уходить - …, добрый - …, поднимать - …, утро - …, свет - … и т.д.

При проведении занятий по внеклассной работе необходимо принимать во внимание тот факт, что активная заинтересованность и творческая деятельность обучающихся являются яркими показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Поэтому следует находить оптимальные варианты проведения занятий, позволяющих в занимательной форме связывать содержание внеклассных занятий и программу по русскому языку.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика