РАЗРАБОТКИ
|
Пластилинографика как средство речевого развития детей младшего школьного возрастаРодионова Дарья Николаевна Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Основные виды пластилинографии:
Основным материалом является пластилин, а основным инструментом - руки. Если рассматривать использование пластилина, как нетрадиционного способа развития речи, то будет уместно придумывать и организовывать игры в сочетании с артикуляционной гимнастикой. При организации такого занятия нужно подготовить зеркала, поставить их напротив детей, чтобы была возможность самоконтроля. Для того, чтобы научить детей выполнять упражнении артикуляционной гимнастики «Накажи непослушный язычок» или «Месим тесто», используем жёлтый пластилин. Сначала лепим шарик, который легко помещается в детском кулачке. Затем я прошу дети превращают шарик в лепёшку, блинчик или оладушек. Повторяют за логопедом, разминая лепёшечку из пластилина большими и указательными пальцами рук. Параллельно с этими действиями кладём язык на нижнюю губу и, похлопывая по нему верхней губой, произносим «пя-пя-пя» вместе с детьми. Далее даем детям резиновые мячики-ёжики малого и среднего размера и мы прокатываем то правой, то левой ладошкой по лепёшечке, выполняя круговые движения и массируя пальчики и ладошки. Пластилинография - очень увлекательное занятие для людей любого возраста. Но у каждой возрастной категории есть свои особенности. Потому занятия пластилинографией нельзя проводить по единому шаблону. Нужен особый подход в работе с разными возрастными группами. Занятия пластилинографией с младшими школьниками отличаются от занятий с дошкольниками тем, что на уроках следует провоцировать детей на проявление индивидуальной творческой фантазии. Конечно, сделать это легче, когда занятия проводятся индивидуально или в мини-группах (4 человека). Но возможно это и в группах до 8 человек. Причём, лучше, чтобы дети работали в парах. То есть, каждый создаёт свою индивидуальную картинку, но делится соображениями с соседом по парте, как лучше вылепить какую-то деталь, почему именно вот такого персонажа решено было нарисовать. С соседом по парте можно и поспорить, и что-то из ,предложенного, усовершенствовать. Важен такой подход и потому, что младшие школьники нередко комплектуют и сознательно тормозят творческую фантазию. Иногда бывает, что школьники с достаточно развитым воображением, богатым словарным запасом, с лёгкостью умеющие сочинять различные истории и строить разнообразные речевые конструкции, не могут выполнить простого задания: придумать предложения с определёнными словами. Это бывает оттого, что дети просто боятся, что их предложения будут казаться смешными другим детям или недостаточно правильными учителю. То есть, младшие школьники с лёгкостью выполняют именно шаблонные задания. Занятия пластилинографией, таким образом, могут выполнять ряд очень важных задач, если их организовать с учётом этих особенностей и на каждом занятии укреплять взаимосвязь творческого мышления и упражнений со словами. Можно направить внимание детей на сюжет картинки, немного ослабив требования к мастерству в изготовлении деталей. Особенность рисования пластилином в том, что ребёнок младшего школьного возраста так или иначе сможет сделать все детали своей картинки красивыми и своеобразными. Важно, чтобы получилась индивидуальная, не похожая на другие работы, картинка, хоть даже это и иллюстрация к одному и тому же произведению. Произведения лучше брать небольшие, сказочного направления, прочитав один раз в начале занятия. Идеально подходят для этого сборники проекта "День сказки". В сборниках много сказок, они все интересны, можно найти сказки для разных возрастных категорий. Занятие можно построить таким образом. Вначале чтение сказки. Это займёт 5-10 минут. Затем краткие отзывы о сказке учеников - понравилась, не понравилась, какую иллюстрацию хотелось бы нарисовать. 5 минут. Тридцать минут на создание картинки вполне достаточно. В это время каждый ученик должен быть максимально самостоятельным, а учитель в индивидуальном порядке консультировать насчёт того, как лучше сделать ту или иную деталь, доверяя общий замысел и сюжет картинки фантазии ученика. На занятиях пластилинографией с младшими школьниками, также , как и с дошкольниками, действует принцип - одно занятие - одна картинка. Только картинка отличается большей индивидуальностью и своеобразием. Развивающие занятия логопеда с использованием пластилина направлены на речевое, творческое, сенсомоторное развитие детей, развитие точных, ловких, координированных движений, способности ориентироваться на листе бумаги. В процессе занятия развивается мелкая моторика рук, тактильная чувствительность детей и воображение, занятие становится увлекательным благодаря тому, что дети погружены в игровую ситуацию.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Развитие математической грамотности у младших школьников Как эффективно использовать метод микроскопирования на уроках биологии: мой опыт Пластилинографика как средство речевого развития детей младшего школьного возраста Особенности и трудности при подготовке к ОГЭ по обществознанию Использование проверочных работ на уроках информатики в школе Последние новости образования
Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Ученики смогут ставить оценки своим учителям Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Использование проверочных работ на уроках информатики в школе Как эффективно использовать метод микроскопирования на уроках биологии: мой опыт Особенности и трудности при подготовке к ОГЭ по обществознанию Пластилинографика как средство речевого развития детей младшего школьного возраста |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены