РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Виртуальные экскурсии по физике

При реализации государственных образовательных стандартов нового поколения одной из актуальных проблем, обсуждаемых в педагогической среде, является вопрос использования и применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидируют методы и приемы обучения, которые основаны на применении современных компьютеров, а это внесло значительные изменения в теорию и практику образования. Чтобы успешно организовать учебный процесс педагогу сегодня необходимо постоянно искать новые формы, методы и средства подачи учебного материала.

Такой предмет как физика, является в школьном курсе одним из самых сложных для изучения, его целью является формирование у школьников представлений о физике как науке, о природе, методах и методологии научного познания, роли, месте и взаимосвязи теории и эксперимента в процессе познания, о структуре Вселенной, месте человека в окружающем мире.

Возникает вопрос, что необходимо сделать, чтобы изучение данного предмета стало привлекательным, доступным и интересным? Как сделать, чтобы учащиеся получили не только теоретические знания, но и сумели применить на практике.

Учителю необходимо не только вызвать у учащихся потребность в изучении, но и помочь сделать первые шаги, после чего ученики смогут самостоятельно (под наблюдением учителя) продолжить движение по сложному пути познания предмета.

Школьный курс предоставляет большие возможности для знакомства школьников с физикой. Однако, в последнее время, многими исследователями отмечается падение познавательного интереса учащихся к естественнонаучным дисциплинам, в том числе к физике. Одной из причин называется преобладание вербального способа в ущерб деятельностному подходу обучения. Формирование познавательной активности возможно, если деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Эту задачу помогают решать различные формы и методы, применяемые в обучении, так как позволяют сделать урок более интересным и увлекательным, более ярким и запоминающимся, развивают мотивацию.

В последнее десятилетие во все сферы деятельности человечества, в том числе и в образовательную, стремительно ворвался термин «виртуальность». Одной из ключевых тенденций современного развития человеческой цивилизации является формирование новой информационной среды. Технологическую базу этой среды составляют глобальные компьютерные сети, позволяющие получить доступ к любому виду данных независимо от места и времени.

В настоящее время в образовании, бизнесе и других областях широкое распространение получили виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии уже давно проводят крупнейшие мировые музеи – Лувр, Эрмитаж, Кремль и др. Все больше городов мира предлагают посетителям сети Интернет совершить виртуальное путешествие по своим улицам и площадям. Крупные предприятия используют такую возможность, чтобы как можно эффективней презентовать свою деятельность. Виртуальные экскурсии выполняют те же цели и задачи, что традиционная экскурсия, но у них имеются ряд преимуществ. Они не требуют большой затраты времени, органично вписываются в канву урока на любом его этапе, визуализация объектов промышленных предприятий происходит в классной аудитории без организационных издержек.

С помощью приемов компьютерной анимации становятся понятными сложные физические процессы. При этом повышается познавательный интерес, мотивация учебных целей и раскрывается значение объектов для человека и общества. С помощью подобных экскурсий учащиеся могут без всяких сложностей оказаться в производственных цехах, научных лабораториях исследовательских институтов. Виртуальные экскурсии являются мощным инструментом для развития и повышения интереса к изучению физики! Уроки, включающие в себя виртуальные демонстрации гораздо интереснее и эффективнее чем те, на которых осуществляется обычная работа с учебником.

Экскурсия (от лат. excursio - поездка, прогулка), форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и пр.

Развитие и распространение экскурсионного метода обучения связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. В русской педагогической литературе первые высказывания о школьных экскурсиях относятся ко 2-й пол. 18 в. (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, В. Ф. Зуев). Рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в Уставе 1786. Устав учебных заведений 1804 предлагал устраивать для учащихся «прогулки в природу», на мануфактуру и т. д. В связи с разработкой и распространением идей родиноведения в 60-х гг. 19 в. экскурсионный метод обучения пропагандировали К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, Д. Д. Семёнов, А. Я. Герд и др. Со 2-й пол. 19 в. экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ, частных гимназий и коммерческих училищ. В кон. 19 - нач. 20 вв. разработкой вопросов школьно-экскурсионной методики занимались Е. А. Звягинцев, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов и др. В 1919 под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча вышел труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по всем предметам.

Экскурсия позволяет объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью, что реализуется при непосредственном наблюдении учащихся за предметами и явлениями в их естественном окружении. Современные технические средства, информатизация, а также возможность использовать в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, расширили возможности экскурсий в процессе обучения, сделав обычное путешествие виртуальным.

Несмотря на то, что виртуальная экскурсия, не сможет заменить личного присутствия, она дает возможность получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, благодаря интерактивности. Созданная мультимедийная виртуальная среда создает эффект присутствия.

Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации учения, расширяет кругозор школьников, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены