РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Основные характеристики технологии аспектного анализа урока

Основным аспектом оценки педагогической эффективности анализа урока будет осознание педагогом своего умения обучать учащихся действиям, которые позволяют им самостоятельно работать с основным источником информации – учебником.

В. А. Сластёнин говорит о том, что педагогическая технология – это «упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающий результат прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательного и воспитательного процесса. Любая педагогическая технология направлена на применение резервов различных сфер научного знания, и кроме того на выявлении личностных потенциалов обручающихся» [5, с. 34].

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих запланированный результат [32, с. 193].
Педагогическая технология понимается как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [3, с. 9].

Урок – основная форма организации педагогического процесса. Законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок времени, сложный и ответственный этап учебного процесса [2, с. 137].

Авторы «Дидактики» М. А. Данилов и Б. П. Есипов дают такое определение: «Урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы» [1, с. 3].

А вот И. П. Подласый считает: «Урок – это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить» [1, с. 4].

Аспектный анализ урока – это детальное и всестороннее рассмотрение его наблюдателями как единого целого, под определенным углом зрения (основанием, аспектом). При этом подбор аспектов находится в зависимости, как с теоретической необходимости, так и от появившейся практической потребности [4, с. 35].

Аспектный анализ – осуществляется на основе структурного, то есть определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока [2, с. 140].

Именно правило, подбор аспектов определяется на этапе подготовки к посещению занятия и зачастую диктуется целью посещения.

В начальной школе аспектным анализом урока могут являться освоение основного содержания образования обучающимися, освоение учителем новых форм преподавания, организация самостоятельной работы учащихся средствами различных информационных источников, практическая направленность урока.

Независимо от выбора аспекта главные моменты урока при его рассмотрении станут непременно отмечены специалистом, а это значит, оценены с точки зрения их необходимости и результативности.

При аспектном анализе любой фрагмент урока может быть рассмотрен под тем или иным углом зрения как специально организованный учебный процесс для достижения конкретной цели по усвоению содержания урока в соответствии с его промежуточным замыслом, имеющим значение для конечного результата.

Учитель и учащиеся являются основными участниками этого процесса.

Так ниже представлены основные аспекты анализа урока и содержание наблюдения:

Дидактическая задача урока в общей системе уроков по теме:

  1. Целевое назначение конкретного урока в общей системе уроков по данной теме.
  2. Эффективность решения в ходе урока основной дидактической задачи для последующего урока закрепления, ранее пройденного материала.

Усвоение (овладение) предметного содержания урока в процессе его проведения:

  1. Соответствие методов, приёмов, средств обучения конкретному предметному содержанию урока.
  2. Эффективность усвоения предметного содержания на самом уроке [4, с. 38].

Методы, приёмы, средства обучения, включая учебник в электронной форме:

  1. Соответствие приёмов обучения и учения, средств обучения, включая учебник в электронной форме, решению основной образовательной задачи урока.
  2. Уместность использования средств обучения из других УМК (учебники, тесты, карточки).
  3. Результативность приёмов учения и использование средств, включая электронные средства.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, коллективная (включая групповую):

  1. Соответствие форм обучения дидактической задаче урока.
  2. Результативность превалирующей формы урока [4, с. 38].

Практическая направленность урока:

  1. Практическая направленность, предлагаемая учащимся заданий.
  2. Результативность усвоения учащимися познавательных универсальных действий практической направленности.

Организация самостоятельной деятельности учащихся:

  1. Уровень самостоятельности школьников при решении задач и выполнении упражнений.
  2. Характер самостоятельной учебной деятельности репродуктивный, творческий.
  3. Взаимопомощь в условиях самостоятельной деятельности.
  4. Использование средств обучения, включая учебник в электронной форме [4, с. 38].

Структура урока (структурный анализ):

  1. Соответствие структуры урока основной дидактической задаче урока.
  2. Результативность превалирующих этапов урока.

Эффективность конкретного урока:

  1. Ответная реакция детей на вопросы базового и повышенного уровней трудности.
  2. Самостоятельная деятельность обучаемых при решении задач и выполнении упражнений [4, с. 38].

Продуктивность педагогической технологии, выбранной (разработанной) учителем:

  1. Навыки чтения, письма, устного счета, умение работать с учебником в текстовой и электронной форме, речь (развернутые ответы), умение работать с соседом по парте.

Эффективность педагогической технологии (контрольная работа):

  1. Готовность учащихся к контрольной работе.
  2. Поведение учеников при выполнении контрольной работы (обращение к учителю, волнение).
  3. Результативность выполнения контрольной работы [4, с. 38].

Гигиенические требования:

  1. Температурный режим, проветривание класса, освещенность, соответствие классной мебели росту детей, чередование видов деятельности, динамические паузы [4, с. 38].

Обеспечение эффективного анализа – подготовленный отбор аспектов с целью исследования, а далее и последующего обсуждения урока.

Необходимо выделить, то, что обязательным аспектом рассмотрения анализа считается эффективность постановления главной дидактической задачи урока, соответствующей его целевому предназначению в единой концепции учебных занятий по теме.

Список использованных источников

  1. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС начального общего образования : метод. пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2014. – 144 с.
  2. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин : учеб. пособие модульного типа / сост. И. В. Новгородцева. – 3-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 378 с.
  3. Цибульникова, Е. В. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании : учеб. пособие / В. Е. Цибульникова, Е. А. Леванова. – М. : МПГУ, 2017. – 148 с.
  4. Чуракова, Р. Г. Аспектный анализ урока в начальной школе : учеб.-метод. пособие / Р. Г. Чуракова. – М. : Академкнига / Учебник, 2016. – 112 с.
  5. Ширяева, Н. С. Использование эвристических технологий в работе с жанрами народного творчества / Н. С. Ширяева // Начальная школа. – 2014. – № 12. – С. 34–35.

В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.