РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные подходы к проектированию урока в учреждениях профессионального образования

Пантюхина И.Р.,
методист, преподаватель
ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр №1»,
г. Александровск-Сахалинский

Несмотря на значительные изменения в жизни современного обучения, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание обогащается различными новациями.

Например, Вячеслав Михайлович Букатов, чтобы обеспечить педагогов технологиями, повышающими эффективность любого урока, собирал и перерабатывал те игровые задания, в которых наиболее гармонично концентрируются дидактические, коммуникативные и креативные ипостаси уроков. Такую технологию он назвал социо-игровой.

Центральным действующим лицом в процессе обучения может быть не только учитель, но и сам ученик. На уроке должно быть интересно и взрослому, и ребенку. Для того, чтобы детям любое упражнение стало интересным, сам педагог, подающий задания, должен быть увлечен. А это происходит, когда он подтянут, собран, готов вместе со всеми смеяться, волноваться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения ребятами упражнения. Тогда возникает и равноправие в уроке, тогда возникает и союз.

Обращаем внимание, что эффективность работы возрастает, когда ребята работают по группкам (называем их экипажи), которым даётся одна и та же картинка, здание, вопрос. В результате обучающиеся видят несколько версий, что эффективно повышает атмосферу креативности на уроке. Время на подготовку ученикам лучше давать в обрез. А вот самих «раундов» с новыми стоп-кадрами на уроке должно быть несколько.

«Шапка» вопросов

Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи обучающиеся друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» две записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по литературному или изобразительному тексту).

На каждой записке свой тип вопроса:

  1. Вопрос, проверяющий знание текста.
  2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать.

Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки.

Во время выполнения задания хорошо и доступно для ребят раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» как самого вопроса, так и ответа на него.

Проверочная работа с взаимопроверкой

Очень интересно нестандартно организовывать заурядную проверочную работу. Началось с того, что каждый ученик подписал чистый листок бумаги. На нем будут отражены результаты стараний всех учеников. Однако ответственность за исправление чьих-то ошибок целиком возлагается на того, чья фамилия - в заголовке. Он должен внимательно проверить ответы своих товарищей и указать им, если нужно, на допущенные неточности.

Учитель диктует вопросы. Ребята ставят порядковый номер задания, рядом пишут формулу, и подписываются. Затем передают листок направо по цепочке, получая, в свою очередь, листок от соседа слева. Каждый должен оценить знание о формуле, которым блистает сосед. Я диктую следующий вопрос. Ребята начинают понимать, что не только каждому из них предоставлена возможность наблюдать результаты чужих знаний, но и их собственные становятся достоянием всей группы.

Учитель при такой форме работы — по «режиссуре урока» — как бы уходит со сцены и остается за кадром. Стоит себе незаметно в сторонке и наблюдает за организованным им процессом, в котором основные действующие лица - ученики.

Слепой капитан

Доску разделили на три части, от каждого ряда выбрали капитана. Преподаватель зачитывает задания всем учащимся, а капитаны вызывают по человеку со своего ряда, определяя, кому достанется вопрос полегче, кому — посложнее.

Теперь у доски три капитана, их глаза завязаны косынкой, в руках у них страшное оружие — мокрая тряпка. Задача: стирать с доски формулы веществ, но не все сразу.
Ряд может подсказывать своему «исполнителю приговора», комментируя «выше, левее…» При четкой организации с работой у доски справлялись три ученика одновременно.
«Сегодня — лекция». Раздаются листочки-четвертушки «для записей».

Все пишут сверху фамилию и группу. Открывается доска, и на ней — по три вопроса трём вариантам. Ответы можно только услышать в лекции. Отвечать надо одной конкретной фразой. Наш лекционный час — это три блока информации по 10 минут, разбавленные паузами, чтобы мысли отвлеклись, внимание отдохнуло, а информация «упала на дно» и улеглась. Половину успеха лекции могла дать затравка — те самые первые три минуты. Затравка интригует, озадачивает, включает аудиторию. Это какой-то анекдот, притча, случай, проблемная ситуация. Паузы — правополушарные: картинки, слайды, а то и просто музыка. Полушария мозга отвечают за разную работу. Наука, знаковая работа — в основном левое полушарие, образы, эмоции, ассоциации — правое. Работаю я — работают и они. Три вопроса — это пустяк, но это — хорошая оценка в журнале.
Любой из учителей может сам изобрести свои собственные приёмы и методики: Нужно лишь положится на свою фантазию и опыт или узнать у самих учеников, чем бы им было интересно заняться.

Список используемой литературы:

  1. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Изд. 4-е.– М.: Академия, 2010.
  2. Букатов В.М. Ганькина М.В. Групповая работа на уроке: Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях. – М.: Чистые пруды, 2006
  3. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования М. : Издательский центр «Академия», 2014.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2023 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены