РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Первые шаги на пути освоения ФГОС НОО

Т.Г.Тюхно,
заместитель директора
МОУ СОШ с.Моховое

Первые шаги на пути освоения ФГОС НОО

Термин Стандарты прочно вошёл в педагогическую практику с 2004 года, хотя на первых порах и с трудом воспринималась сама возможность стандартизации такого сложного процесса как обучение и воспитание детей. Но здесь главное - уяснить, что стандарты на производстве и стандарты в образовании несут разную смысловую нагрузку. Стандарты в образовании не определяют «раз и навсегда» заданный технологический и содержательный процесс обучения, а, прежде всего, определяют требования к результатам этого процесса и требования к условиям получения этого результата.
Понятно, что при таком подходе к содержанию стандартов необходим и иной подход к его реализации. Школа не может и не должна единолично решать, каким должен быть выпускник, чему, как и в каких условиях учить детей.
В основу стандартов второго поколения положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством. Общественный договор подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств и солидарной ответственности за результат образования.
Конечно, центром, координирующим действия всех заинтересованных в образовании сторон, останется школа. И, прежде всего, школа на данном этапе внедрения стандартов призвана использовать все свои возможности и возможности окружающей социальной инфраструктуры для успешного перехода на новые стандарты. Так как новый стандарт не столько изменяет содержание учебного материала, сколько делает упор на развитие личности и универсальные учебные умения, будет уделяться большое внимание межпредметным связям, навыкам ребят ориентироваться в больших объемах информации. Данная задача будет решаться как на уроках, так и во внеурочной деятельности, на которую предполагается отводить от 6 до 10 часов в неделю. В нашей школе было решено, что эти развивающие часы целесообразно было бы использовать и для дополнительной социализации учащихся, а потому, 5 недельных часов дополнительного образования первоклассники проводят занимаются на базе школы в кружках:
Направления деятельности Формы реализации
Спортивно-оздоровительное Спортивная секция «Час здоровья»
Общекультурное Кружок - детские танцы «Весёлые ребята».
Кружок «В мире музыки».
Общеинтеллектуальное Кружок «Путешествие в страну Любознательных».

Новый стандарт призван возродить воспитательную работу. Стране нужны достойные люди, сильные личности, патриоты. Данная задача не является для нашего коллектива абсолютно новой, т.к. с 2007г. в школе внедряется инновационная образовательная программа «Школа самовыражения», изначально предполагающая паритет в обучении и воспитании, а потому внедрение данной образовательной программы для нас является хорошим фундаментом для освоения Госстандартов второго поколения.
Очевидно, что наиболее благоприятно переход на новые стандарты пройдёт в той школе, где для этого есть не только материально-техническая, но и серьёзная методическая база, и имеется опыт общественно-государственного управления школой.
Каждой школе сейчас предстоит сравнить предложенную новыми стандартами обобщенную модель образовательной системы с существующей в школе (если она есть), внести необходимые изменения (с учётом пожелания родителей) или создать свою систему, отвечающую требованиям новых стандартов. Конечно, в этой ситуации не стоит «изобретать велосипед». А надо внимательно присмотреться к имеющемуся опыту Российской педагогической практики.
Выбор образовательной системы очень ответственный шаг, т.к. заставляет думать о перспективе её использования не только в рамках одной ступени обучения. В противном случае, через 4 года проблема преемственности в школе в условиях освоения стандартов основного общего образования и среднего общего образования встанет особенно остро.
Мы работаем по образовательной системе «Начальная школа 21 века».
Опыт работы по этой системе позволяет нам сделать вывод не только об эффективности применяемых технологий и УМК в условиях Стандартов первого поколения, но и перспективность их использования в условиях ФГОС. Прежде всего, потому, что именно в Образовательной системе «Начальная школа 21 века» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий. Хочется подчеркнуть, что данная ОС - это не просто набор УМК нового поколения, а действительно образовательная система позволяющая подчинить всё школьное пространство (с 1 по 9 классы) интересам детей. Не случайно девизом авторов этой системы является «Живём в настоящем, готовя будущее!».
И ещё, что не маловажно, «Начальная школа 21 века» это система с мощной методической поддержкой. Сейчас, в условиях перехода на новые стандарты, нам просто неоценимую помощь оказывают материалы сайта «Начальная школа 21 века» и при написании Основной образовательной программы школы, и при создании рабочих программ по предметам, и программ дополнительного образования. На страницах этого сайта много полезной информации находят не только учителя, но и дети, и их родители.
Всего комментариев: 1
avatar
1 первоклашка • 17:44, 22.01.2012

Спасибо,Татьяна Геннадьевна,за Ваше видение,за опыт работы.Хотелось бы подробнее узнать об опыте работе в ОС "Начальная школа 21 века"С удовольствием прочитала бы ваши статьи.Если можно,напишите адрес школьного сайта.Всего доброго!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены