РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие семьи и школы: повышение уровня педагогической культуры родителей в условиях образовательного учреждения.

Никогда не устареют слова А.Макаренко «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Отечественная и зарубежная наука и практика всегда подчеркивали роль семьи в воспитании детей, так как семья является той важной средой, в которой ребенок начинает познавать особенности общественных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые представления о труде и отдыхе, интересах, выражении чувств. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений имеют неоценимое значение для воспитания ребенка. Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Образовательное учреждение – было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, развития способностей детей, формировании ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Здесь педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающие авторитарность.
Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны школы. Необходимо работу образовательного учреждения строить таким образом, чтобы воспитание детей родителями не осуществлялось вслепую, интуитивно, а приносила позитивный результат. При этом необходимо так строить отношения с социальными партнерами, чтобы в получении позитивных результатов были заинтересованы не только работники школы, но и сами родители. Это возможно посредством организуемой с семьей социально-педагогической работы. При этом очень важно, для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе, представлять коллектив школы как единое целое.

Разная степень деформации семейных отношений требует от педагогов различных подходов к организации работы с ними. Основными условиями, способствующими укреплению связей семей со школой, являются: внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом конкретных особенностей, конкретного типа семьи; построение положительных и доверительных отношений педагогов школы с родителями семей; реализация на этой основе делового сотрудничества по организации совместных воздействий на учащихся, склонных к совершению правонарушений.
Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями, широко используя опросы, анкетирование, а также метод беседы и наблюдения.
В своей работе на основе диагностики и изучения семей мы подразделяем семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные.
Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делим на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей. Неблагополучные семьи - подразделяем на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.
Однако в корректировке воспитательного воздействия педагогами школы нуждаются не только неблагополучные семьи, но и множество самых обычных внешне благополучных семей. Здесь можно выделить самые разные варианты намечающегося неблагополучия.
Семья с одним ребенком может сформировать и «балованное дитя» с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого; и «узурпированного» родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из - под этой гиперопеки.
Семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей, педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованны, пущены на самотек.
Семья малообеспеченная (с низким материальным обеспечением) может привести к разным последствиям: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей; эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ (вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту).
Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маскулинизацию девочек и феминизацию мальчиков.

Семьи со сводными детьми могут породить неприязненные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
В каждой школе имеются такие семьи, и если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями работников и педагогов школы, то в дальнейшем приходится иметь дело с неблагополучными семьями.
Основными направлениями и формами работы в нашей школе с семьями учащихся являются: составление характеристик семей обучающихся (составление социального паспорта класса и школы, составление индивидуальных карт неблагополучных семей), организация диагностической работы по изучению семей (опросы, анкетирование родителей и детей), индивидуальные консультации родителям, создание и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и учащихся: (проведение совместных праздников, соревнований), выявление и использование в практической деятельности педагогами школы позитивного опыта семейного воспитания: (проведение школьных семейных праздников «Праздник, посвященный Дню матери», «Мой мир – моя семья» и др.), проведение Дня открытых дверей в школе, а также создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением ( работа Попечительского совета школы).

Современным родителям также необходима педагогическая помощь, так как отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к отсутствию позитивного результата в воспитании детей. Поэтому основные усилия педагогов школы должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи в работе образовательного учреждения является «Школа для родителей».
Ее цель ― оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и предупреждении негативных явлений у детей и подростков, оказание помощи родителям по вопросам воспитания детей.
Не менее важными формами работы в этом направлении являются родительское собрание, проведение круглых столов с участием специалистов, а также размещение информации для родителей на школьном сайте.
В основе взаимодействия школы и семьи лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Но, как писал А.С. Макаренко, «семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем».
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены