РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Учебник и его электронная версия: кто кого?

Он и просвещает, и воспитывает, и указывает дорогу к Истине

Учебник – это неотъемлемая часть реформы образования и один из важнейших инструментов осуществления этой реформы. Поэтому учебное книгоиздание должно быть своеобразным зеркалом всех перемен, происходящих в школе. Такова главная мысль обсуждения, которое состоялось на первом заседании общественного Совета по проблемам учебников для общеобразовательной школы при издательстве "Просвещение”. Задача учебника – отразить стандарт той или иной образовательной области, остальное содержание во всем его богатстве и разнообразии неизбежно остается за рамками учебной книги. Отсюда – идея учебно-методического комплекса, зародившаяся в середине 80-х годов и нашедшая свое воплощение в последнее десятилетие. Сегодня ни один уважающий себя издатель не выпустит учебник без сопровождающего его комплекта – методических пособий для учителей, рабочих тетрадей для школьников, хрестоматий, задачников, справочников и т.д.

Но в период активной информатизации общества, компьютер становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Появляется множество электронных изданий (учебников, лабораторий, базы данных и др.), способных составить конкуренцию современному учебнику. Изучение предмета с использованием ИКТ не подменяет собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, а решает определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы. Учитель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями: поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного ученика.

Однако, электронная образовательная среда способствуют формированию и новой роли учителя. В такой высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Да и сам образовательный процесс нужно строить очень грамотно, чтобы ученики во время показа презентаций (или виртуального опыта) не отдыхали, а впитывали информацию.

Строить прогнозы по поводу того, вытеснит ли электронная книга "бумажную” и когда это произойдет – дело неблагодарное. Можно вспомнить слова академика Д.Лихачева о том, что "книга никогда не потеряет своего значения для человечества и никакие информационные технологии не смогут ее вытеснить или заменить”. Может быть, Россия в отличие от европейских стран пойдет "другим путем” и надолго сохранит книгу как ценнейший элемент культуры в системе средств обучения?

Читайте также:
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Нельзя учебные пособия заменить монитором. В виртуальном пространстве все зыбко и непостоянно. Учебник, который можно взять в руки, полистать, что-то выделить, подчеркнуть - это нечто основательное, вечное. Мне кажется, при работе с учебником запоминание идет не только на зрительном, но и на осязательном и даже на двигательном уровне. Запоминается страничка учебника, расположение текста и рисунков, сделанные тобой пометки... Да и с точки зрения гигиены зрения монитор очень нежелателен как основной источник информации. Хотя вырубать леса ради печатной продукции - тоже нецивилизованно. Вот газеты и журналы надо бы целиком перевести в интернет.
avatar
0
2

Переход на электронные учебники представляется неизбежным. Вероятнее всего, это будет выглядеть так:
каждый ученик имеет планшетник, который носит с собой. В него закачаны все учебники, все пособия, репетиторы, тренажёры и прочие учебные пособия. На уроке фронтальный опрос и к/р проводятся на репетиторах, закачанных в эти планшетники, включённые в локальную сеть в классе. Можно и на них же выполнять домашние задания с передачей результатов учителю через интернет.
Но! Никакая электроника не заменит учителя, который всегда был, есть и всегда будет центральной фигурой учебного процесса. Хотелось бы предостеречь от чрезмерного увлечения презентациями при объяснении материала. То, что можно объяснить с мелом или маркером в руке, не требует презентаций. Последние нужны при объяснении материала только как иллюстрации таких вещей, которые нельзя нарисовать на доске - явления в движении, фотоматериалы, карты и т.п. И ещё: нельзя реальные лабораторные работы заменять их электронными суррогатами.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика