РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Выступление на тему «Мониторинг образовательных достижений обучающихся 1 класса: результаты в 2010г.

В прошедшем учебном году проводился мониторинг образовательных достижений обучающихся по основным предметам. Это, во-первых, повышает ответственность учителей, обучающихся и их родителей за результаты обучения, во-вторых, приучает детей к процедуре контроля знаний в форме тестирования, наиболее часто употребляемое в международной практике.
Особое место занимает мониторинг образовательных достижений обучающихся 1 классов. Поступление в школу и начальный период обучения – особый период в жизни ребенка.
Мониторинг проводится в начале учебного года и в конце. Ведущим элементом данного мониторинга является изучение готовности 1-классников к обучению в школе. Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности к школьному обучению невозможно оценить эффективность работы учителя и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования. Поступление в школу и начальный период обучения – особый период в жизни ребенка.
Готовность ребенка к школе можно рассматривать с точки зрения различных специалистов: педагогов, психологов, врачей и т.д. Особенно сильно совпадение в оценке готовности ребенка к школе у педагогов и психологов.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. У ребенка происходит перестройка всего образа жизни, изменение характера деятельности, системы отношений. Поэтому поступление в школу является стрессовой ситуацией для любого ребенка, независимо от уровня подготовленности и зрелости.
Оценка школьной зрелости поступающих в школу 1-классников позволяет увидеть те сильные и слабые стороны обучающегося, на которые необходимо опираться учителю в классе, выделить зоны наибольшего напряжения адаптации, характерные для конкретного ребенка или общие группы детей. Ранняя диагностика адаптации и проблем школьной готовности позволит сосредоточить внимание всех взрослых участников учебного процесса (учителей, родителей, психологов, медиков) на реальных потребностях ребенка, позволит решать проблему адаптации до того, как она перерастает в нарушение здоровья; обеспечит комфортность пребывания первоклассников в школе.
Мониторинг в 1-ых классах проводился в сентябре прошлого года. Цель диагностики – получение информации об уровне готовности к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни.
Т.к. дети приходят в 1 класс большинство нечитающие, то задания читал учитель. Мониторинг проводился совместно с психологом школы. Обследование готовности первоклассников к обучению в школе включает 5 этапов:
1. Рисунок человека
2. Графический диктант
3. Образец и правило
4. Первая буква
5. Тест отношений к школе «Домики».
Дополнительно на каждого ученика заполняется карта первоклассника (ее заполняют учитель и медработник школы) и анкетирование родителей. У меня в классе 20 человек. Принимали участие 18 (двое болели).
Каковы результаты?

Максимальный бал Средний бал Выше среднего Ср. Ниже среднего
1. Рисунок человека 26 21 10 5 3
2. Графический диктант 16 11 8 2 8
3. Образец и правило 12 10,5 8 3 7
4. Первая буква 5 4,8 17 1 -
5. Домики 7 6 10 4 3
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что успешно дети справились с заданиями «Первая буква», где определялось фонетическое восприятие звуков на слух (17 детей имеют высокий результат из 18). Несколько хуже дети справились с заданием «Образец и правило», где выявлялось умение пространственно мыслить, но с учетом правила (8 человек имеют высокий результат).
Наиболее низкие показатели имеются в «Графическом диктанте» (8 человек имеют низкий результат), где исследовался уровень развития произвольных когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания в комплексе), что вызвало определенные затруднения у детей по мере усложнения задания.
Вывод: дети пришли с хорошей подготовкой, а дети, которые посещали детский сад, лучше подготовлены к школе, но и среди них есть такие, которые дали низкие результаты. Это зависит от индивидуальных качеств человека.
Второй этап мониторинга образовательных достижений обучающихся 1 класса проводился в конце учебного года, в апреле.
Цель мониторинга – определение достижений обучающимися уровня обязательной подготовки по курсу основных предметов 1 класса, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, умение работать самостоятельно, контролировать свои действия, находить несколько правильных ответов, определять задачу, которая не имеет решения. Как по русскому языку, так и по математике считается, что ученик достиг уровня обязательной подготовки, если он выполнил из 10 обязательных заданий не менее 7. В моем классе из 13 участников мониторинга с обязательной частью справились 9 человек(69 wacko по русскому языку , по математике достигли уровня обязательной подготовки все обучающиеся класса.
Дополнительные задания по математике направлены на оценку некоторых конкретных познавательных действий, которые формируются в процессе изучения различных учебных предметов, а также личностных качеств первоклассников. Так, если ученик приступил и успешно справился с дополнительной частью работы, то можно говорить о достаточной учебной мотивации первоклассника, о готовности и способности проявить самостоятельность в учении, ориентироваться в нестандартной учебной ситуации.
Дополнительные задания по чтению включали в себя более сложные вопросы на понимание прочитанного текста, на выражение своего собственного мнения о прочитанном. Выполнение этих заданий может свидетельствовать о полноте и глубине осознанного чтения, об умении обосновать свою точку зрения.
Дополнительные задания по чтению в моем классе выполнили 7 обучающихся из 17. По русскому языку – 6 человек из 13, по математике – 8 человек из 13.
Можно констатировать, что обучающиеся имеют достаточно прочную базовую подготовку.
Понятно, что причины невыполнения могут быть разными – низкая учебная мотивация, низкий темп работы отдельных учащихся, отсутствие необходимых знаний и т.д. Но информация о выполнении или невыполнении отдельных заданий итоговых работ по математике, русскому языку, чтению могут помогать учителю организовать индивидуальную работу с учеником, учитывая его сильные и слабые стороны.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены