РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Доклад " Работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся"

Сохранение и укрепление здоровья школьников

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха.
А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Здание нашего филиала самое новое в районе. Сдано в эксплуатацию в 2009 году. В здании школы имеется спортивный зал, имеющий необходимый инвентарь и оборудование, для ведения учебного процесса и внеурочной деятельности, специализированные кабинеты экологии, химии, физики, компьютерный класс, соответствующие современным требованиям Роспотребнадзора, с эстетически оформленным озеленением, имеется внутренний туалет и канализация. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. На переменах проветриваются классы, кабинеты, в течение трех-пяти минут, а во время уроков - рекреации - 10-15 минут. До занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений до 20 минут. В теплые дни занятия проводятся при открытых фрамугах и форточках.
Благоприятный световой режим в школе способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройству зрения, в частности, формированию близорукости. В учебных помещениях отводится предпочтение люминесцентному освещению, норма освещенности 90-100 %. Следует отметить, что есть дополнительное освещение над классной доской, персональными компьютерами в кабинете информатики.
Одно из основных гигиенических требований - соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка. Для гармоничного физического развития детей, сохранения правильной осанки и хорошей работоспособности в каждый класс приобретена соответствующая школьная мебель.
Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная уборка кабинетов. Один раз в неделю - генеральная уборка. На важность поддержания благоприятной среды обучения указывает тот факт, что только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в школе достигается улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10%.
В нашем филиале имеется медицинский кабинет в соответствии с требованиями СаНпиН. Обновляется и пополняется информацией уголок здоровья.

В школе работает небольшой, сплоченный коллектив. Это профессионалы не только в учебной, но и в воспитательной работе.
Девизом работы нашей школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся можно использовать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, воспитании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из цели, мы разработали программу «Здоровье», которая призвана реализовать основные направления деятельности школы для защиты здоровья детей и воспитания у них стремления к здоровому образу жизни.
Основными видами деятельности по программе «Здоровье» являются диагностика, профилактика и коррекция, консультирование. Она включает в себя следующие направления по формированию ЗОЖ:
- Организация учебного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
- Работа коллектива школы по социальной адаптации учащихся и сохранению их физического и психологического здоровья.
- Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни.
- Медицинское обслуживание учащихся медицинскими работниками сельского ФАП и ЦРБ.
- Организация горячего питания.
- Сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом результатов мониторинга здоровья, мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса.
Для эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные результаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения. Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
В 2010 году получено приложение к лицензии на право ведения дошкольной образовательной деятельности, и в филиале была открыта группа дошкольного образования.
Наличие дошкольной группы позволяет заложить прочный фундамент для полноценного физического развития, будущего школьника, да и не только физического. С целью разностороннего и гармонического развития детей, обеспечения их полноценного здоровья, развития разнообразных двигательных и физических качеств, формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни воспитатели используют в своей работе программу валеологической направленности Т.С. Казаковцевой «Здоровье с детства». Кроме традиционных форм работы (физкультурные занятия, ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и т.д.), прочно вошли в практику работы дошкольной группы такие формы, как дозированная ходьба во время прогулок, дыхательная гимнастика, игровой массаж.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги и воспитатели школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока, это осуществляется через выбор: плотности уроков, количество и смену видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.
На уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают необходимые знания об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Теоретические знания требуют обязательного закрепления на практике, для этого в программу ОБЖ включены такие обязательные занятия:
-ориентирование на местности и организация питания в природе для учащихся среднего звена;

Итогом всего курса ОБЖ является ежегодный «День защиты детей», на котором в соревновательной форме проверяются знания, умения и навыки, полученные в течение года.
Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда.
Физкультурно–оздоровительное направление в школе выбрано приоритетным, это обусловлено спортивными традициями, которые сохраняет и умножает энтузиаст своего дела, учитель физической культуры Э.В. Евдокимова. Благодаря хорошему оснащению спортивного зала сегодня наши учащиеся имеют возможность заниматься игровыми видами спорта, легкой атлетикой и лыжами. Это позволяет удовлетворить интересы учащихся, позволяет каждому раскрыть свои способности.
Учащиеся школы всегда активно участвуют в районных соревнованиях , праздниках, в школьных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Дни здоровья». Имеется небольшой опыт в организации межшкольных соревнований. Так было организовано мероприятие, посвященное «Дню защитника Отечества», которое проводилось между учащимися нашего и Осино-Лазовского филиала. Участников ждал ряд испытаний как в интеллектуальных, так и в спортивных конкурсах, по итогам всех конкурсов компетентное жюри определило команду-победителя.

В ходе мониторинга уровня физической подготовленности учащихся можно определить не только уровень подготовленности каждого класса, но и увидеть качество работы учителя физической культуры.
Ежегодно ученики 4,7 классов принимают участие в Президентских состязаниях, где показывают хорошие физическую подготовленность Результатом такой работы является то, что школа часто становиться призером или победителем районных президентских состязаний.
Медицинское обслуживание в школе организуют работники сельского ФАП
Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учитель физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Это позволяет своевременно корректировать состояние здоровья ребенка, целенаправленно строит работу по формированию навыков ЗОЖ.
Результатом этой работы можно назвать и то, что несмотря на то что в районе в этом году была не простая ситуация в связи с болезнью гриппом и многие школы района были закрыты на карантин, дети нашего филиала, практически не болели.
Большое значение для поддержания здоровья детей имеет питание. И к нашему большому счастью в нашем филиале имеется столовая на 40 посадочных мест, которая полностью укомплектована всем необходимым технологическим оборудованием, для обеспечения горячего питания. Им было охвачено 100% учащихся. Наше образовательное учреждение единственное в районе, обеспечивающее учащихся полноценным обедом из трёх блюд. Питание осуществляется в следующем размере: дети из многодетных семей питаются на 20 рублей, остальные на 4,83 рубля. Доплата родителей составляет 5, 17 копеек. То есть обед для детей из малообеспеченных семей составляет 10 рублей. Большую роль в организации питания оказывает приусадебный участок, где выращиваются овощи и наш сельскохозяйственный кооператив «Маяк Ленина» в лице его председателя Н.Н. Евдокимова., который оказывает постоянную спонсорскую помощь, выделяя нам сахар, муку, масло и крупы.
В меню также входят салаты. В течение всего года проводится С - витаминизация. На продукты питания имеются сертификаты качества. На пищеблоке соблюдается чистота и порядок.
В наличии имеется и правильно оформляется отчётная документация. Контроль за качеством приготовления пищи, санитарным состоянием, расходованием денежных средств осуществляет комиссия по питанию.

Еще одним условием успешной работы по формированию здорового образа жизни является привлечение к ней родителей и жителей села. Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Родители вместе с детьми участвуют различных мероприятиях.
Формирование привычек здорового образа жизни осуществляется не только через перечисленные направления, но и через развитие творческих способностей учащихся, обеспечение разумного досуга.
С этой целью в школе организованы и работают кружки художественно-эстетической направленности «Макраме» и «Умелые руки»
Одним из направлений внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья учеников является организация школьного лагеря с дневным пребыванием во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 – 8 классов.
Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участвуют в экологических десантах, очищают и благоустраивают родники на территории села. Весной этого года учащимися и учителями был посажен сад около здания нашего филиала.
В заключение, хочу сказать, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным. Ну а нам, учителям, очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основываясь на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям учащихся. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Заведующая филиалом Г.В. Поликарпова

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены