РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Театр в школе - это интересно!

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 159
с углублённым изучением математики, физики»

Театр в школе – это интересно!

Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Банникова Н.А.

Новосибирск 2010

«Весь мир - театр, в нем женщины, мужчины - все актеры» - У. Шекспир.

Много лет тому назад у меня появилась идея создать… Театр – это, конечно, громко будет сказано. Драматический кружок. Сказано – сделано. Так и появился в нашей школе драмкружок «Лицедеи». Мои ученики были в восторге! На репетициях и во время представлений они анализировали поступки героев, учились вместе с ними сопереживать, сочувствовать и любить. Ребята искренне радовались тому, что всегда побеждает справедливость. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность театра. Дети играли, перевоплощались, в одном спектакле могли быть положительными героями, в другом – отрицательными. А так умеют перевоплощаться только великие актеры и …дети.
Многие великие люди считали, что не бывает обычных детей, все дети талантливы, просто нужно создать условия для раскрытия любого таланта. В этом самая главная ценность, которую дарит театр. А для ребенка это необходимо как воздух. Театральное, игровое восприятие жизни свойственно детям, особенно маленьким. Это – золото детства, его неисчерпаемое богатство, которое, взрослея, человек теряет. Почему? Взрослые насильственно отрывают детей от мира из фантазий и игры, усаживая за науки, переключая на реальные предметы, приспосабливая их к тем “правилам игры”, которые существуют в современном обществе. И дети постоянно привыкают, что мир их воображения, да и они сами никому не интересны. Всех волнуют лишь их успехи в школе и “умение вести себя хорошо”. Тут-то и наступает угасание всех талантов. А театр помогает их оживить.
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» - Вольтер.
Вспомните, как обычно родители рекомендуют детям учить стихи? Призывают читать, как следует, “с выражением”. Но выразительность не может взяться из ничего, из воздуха. Она рождается только, когда человек начинает чувствовать его эмоциональное звучание. Некоторые дети улавливают его интуитивно, другим надо понять смысл, ход авторской мысли, представить картины, нарисованные словами. И тогда появляется выразительность. Но ведь выразительность может стать только имитацией чувств, фальшью.
Очень часто на репетициях я сразу вижу, кто зажат, закрепощен, а кто чувствует себя свободно. Именно для того, чтобы помочь ребенку преодолеть неуверенность, зажатость, стать коммуникабельным человеком, суметь адаптироваться в нашем сложном мире и нужно создавать театральные кружки в школе.
Я не могу проводить специальные занятия по актерскому мастерству, потому что, как вы понимаете, я сама не специалист в этом, а просто учитель начальных классов. Но мы какие-то моменты все равно проигрываем, сами того не замечая. И упражнения превращаются в увлекательную игру. А игра - это уже попытка услышать себя, понять свое тело, особенности пластики, мимики. И нужно все это не для того, чтобы стать хорошим актером. А в первую очередь – чтобы вырасти чувствующим, наблюдательным человеком.
Нельзя не улыбнуться, глядя на искреннюю игру моих учеников. А сколько удовольствия приносит это им самим и окружающим! Достаточно увидеть счастливые лица ребят.
Мы поставили сказки "Рукавичка", "Репка на новый лад", "Кошкин дом".
А ведь театр дает повод поговорить о сложном мире человеческих отношений, вместе разобраться в вопросах, которые волнуют ребенка сегодня. Здесь можно побыть в любой роли и показать себя. Коллективные постановки дают еще одно ценное приобретение: опыт взаимодействия с другими людьми, чувство себя среди них. Ведь подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений, оформление спектакля, начиная с оформления костюмов, декораций. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.
Театральное творчество не только активизирует интерес ребят к искусству театра, но и развивает фантазию, память, внимание, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. А если есть возможность и желание - у детей, есть желание вести это хлопотное и увлекательное дело - у учителя, есть желание помочь - у родителей – вот тогда и образуется творческое объединение, союз.
Но я считаю, что, в конце концов, абсолютно не важно, станет ли ребенок актером, когда вырастет, или нет. Ведь этот опыт наполнит его жизнь радостью творчества, особым смыслом - смыслом познания себя.

Когда-то древние написали на своем храме:
“Познай себя – и ты познаешь Богов и Вселенную”.

Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Банникова Наталья Анатольевна
2010.

Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Отлично придумано! Малыши очень любят играть, перевоплощаться, и большинство из них действительно - почти настоящие актеры. Труднее с этим у старшеклассников - появляются всякие проблемы: в частности, боязнь сцены и неумение отвлечься от реальности. Драматический кружок здорово бы помог преодолеть эти комплексы. Но, увы, не каждый учитель может вести такой кружок. Нужен талант режиссера, а с этим у большинства из нас туговато...
avatar
0
2

Театр в школе - это насущная необходимость. Будь моя воля, вместо ОБЖ, ОПД и им подобных, лучше ввел бы ОТМ - Основы Театрального Мастерства. Где есть театр, где ученики хотят играть, там есть душа, там дети говорят на человеческом языке, там понимаешь, что твоя жизнь проходит не зря.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика