РАЗРАБОТКИ

Другие модули


эссе

С.В.Лапшанова
директор муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» села Мариинск городского округа Ревда Свердловской области


Эссе.

Я очень долго не могла начать свое эссе. Мысли, как говорят, роем вертелись в голове, и никак не появлялась та, которая стала бы первой. Двадцать два года на педагогическом поприще, в должности директора 7 лет... Много это или мало? Педагогический опыт богат и как педагог вполне состоялась, а вот как управленец? Вроде ничего серьезного не сделала, не достигла каких то высоких результатов. Я попробовала себя в разных педагогических ипостасях: молодым специалистом я пришла в Мариинскую сельскую школу учителем начальных классов после окончания педагогического училища, совмещала должность вожатой (хорошее и интересное было время, полное впечатлений), учителем географии…, я понимала, что мне не хватает знаний для того чтобы качественно организовать учебный процесс по этому уникальному предмету, и однажды при проверке образовательного учреждения Петр Михайлович Хакимов сам дает урок географии в 7 классе и мы вместе приходим к решению о необходимости получения мной высшего образования. Я поступила в педагогический университет на географический факультет, и не только туда поступила, но и успешно его окончила. Затем назначение на должность заместителя директора по воспитательной работе. Время творческого поиска: становление воспитательной системы школы, формирование общешкольного коллектива, внедрение новых методик и при этом сохранение школьных традиций. И, наконец, директор... Итак, в жизни можно успеть многое: я посадила дерево (и не одно), я почти построила свой дом, я вырастила сына. И все таки, состоялась ли я как менеджер образования?
Современный директор школы, кто он? Учитель ли, менеджер ли, чиновник … еще долго можно продолжать ряд статусных позиций и, на самом деле, сегодня трудно понять, кто же он есть, потому что среди калейдоскопа картинок, сменяющих друг друга даже в течение одного рабочего дня можно ощутить себя и окрыленной, и опустошенной, и отчитывающейся, и созидающей. Это вносит особый колорит в ощущение действительности и делает работу в должности необыкновенно трудной, но чертовски интересной.
Волею судьбы занесло меня в это удивительное, богатое историей село Мариинск, которое стало моей жизнью. Поистине удивительный край с уникальными людьми! Время летит быстро и вот уже мои первые ученики сами ведут своих детей к нам в школу. Казалось, еще вчера я их принимала в первый класс, и вот сегодня они уже сами привели за руку своих ребятишек!
Я не заметила, как пролетели годы, и никогда не представляла, какой сюрприз преподнесет мне жизнь. Любимая, взрастившая меня, как педагога, тринадцатая школа осталась без руководителя и оказалась перед выбором: кому встать у руля большого корабля знаний. Управление образование (заместитель начальника Мещерских Т.В.) предложила мою кандидатуру. На высоком уровне кандидатура одобрена, но самое главное педагогическим коллективом был сделан выбор: мне было оказано это доверие – я стала директором. Случилось то, что случилось. Я знаю, что каждый директор школы испытывал те же самые чувства, что и я в тот момент, и тогда мне казалось, что вот начинается что-то грандиозное в моей жизни, что судьба дает мне шанс – создать такую школу, о которой мечтала. Школу, где будет комфортно всем – и ученикам, и учителям.
Те же люди, те же стены, но ощущение на себе ответственности за педагогов- стажистов и молодых педагогов, учеников, родителей в свои 33 года, стало для меня своеобразным вызовом судьбы, открывающим новые горизонты в моей педагогической деятельности. Я видела их в том, что, сохраняя лучшее в школе, нужно принять новое качество - стать лидером для своих учителей, сберегая внутри себя трепетное отношение к ним.
Я хотела быть директором, чья власть не была бы авторитарной, чтобы мои отношения с коллегами строились на доверии и уважении. Понимая, что «власть – это бремя», как говорил Иван Калита, я верила, что она давала мне возможность создать собственное образовательное пространство в рамках школы и реализовать свои собственные представления о воспитании и обучении как уникальных творческих процессах, обеспечивающих условия для самореализации, самообразования, самовоспитания ученика и учителя.
Для этого следовало четко определить свои мировоззренческие позиции и начинать действовать, строить свой собственный школьный мир, так как я понимала, что школа – это некий отрезок жизни для учеников, который должен быть прожит плодотворно, интересно, достойно. А для учителей школа должна стать не просто работой, но и возможностью самореализации, приносящей удовлетворение, ибо тогда в работе есть смысл, когда ты можешь гордиться своими достижениями, а не просто зарабатывать деньги. Самым главным принципом своей работы я определила свободу выбора как для учителей, так и для учеников. Помня об основном постулате гуманистической психологии К.Роджерса об адекватном искреннем самовыражении, я разрешила каждому в своем огромном коллективе стать самим собой. Так было легче определить своих единомышленников и тех, кто им должен был стать.
Свобода выбора давала моим коллегам возможность развиваться в самостоятельно выбранном ими русле, самосовершенствоваться, изучать новые образовательные технологии, делиться своим опытом, своими педагогическими находками. Я далека от мысли идеализировать свой коллектив: не все хотели делать то, что следовало делать учителю обязательно: учиться, развиваться, вырастать. Но для меня было важно выдержать свой стиль – безоценочное, позитивное принятие другого человека. Я не могла и не хотела навязывать им свое мировосприятие, так как без их внутренней потребности развиваться нет настоящего учителя, а есть просто «ремесленник», урокодатель. Я хотела дать им понять, что они могут быть другими: более интересными, успешными, что они все очень талантливые. Мы росли вместе – я и мои учителя. Итогом моих убеждений, что свобода выбора есть критерий прогресса, стало то, что у некоторых творческих учителей появилось адекватное желание выйти за рамки школы и продемонстрировать себя на городском уровне. Как результат, в течение последних пяти лет на педагогическую общественность города были вынесены: модель воспитательной системы школы, модель методической работы, модель ученического самоуправления и наконец, модель школы – как социокультурного центра села Мариинск.
Сегодня, осознавая, что нужны серьезные перемены в обществе, а значит, нужны серьезные перемены в образовании, коллектив школьных единомышленников начал реализацию проекта «Наша новая школа».
Да, мы много и плодотворно трудились над собой и старались, чтобы наши дети по уровню образования могли конкурировать с учениками городских школ. И когда на сцену Центра дополнительного образования города Ревды наряду с выпускниками больших признанных школ поднимаются выпускники – лауреаты премии управления образования нашей небольшой сельской школы, а происходит это ежегодно, охватывает чувство радости и гордости. И особенно отрадно, что первым лауреатом премии управления образования был мой сын.
Приоритетным направлением своего образовательного пространства мы все единогласно считаем воспитание, потому что для большинства детей только в школе создана воспитывающая среда, которая по своему качеству уникальна, потому что нам удалось создать в школе атмосферу психологической безопасности, климат взаимного доверия. Мы учились и учимся слушать и слышать ребят, максимально адаптироваться ко всем высказываниям, мнениям и действиям детей; использовали их ошибки, как возможность нового, неожиданного взгляда на что-либо привычное. Мы своих учеников просто любим.
Для моих учителей слова, которые я приведу ниже, не просто слова, это их и мое педагогическое кредо, без которого я не вижу смысла в нашей учительской работе.
«Мне послан ребенок. Это дорогой мой гость. Я благодарна ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет, - мы есть, мы – живые люди. Он такой же как и я, он – человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди. Я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я охраняю его детство. Я понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарна ему за то, что он есть».
Одним из парадоксальных явлений в нашей жизни является тот факт, что дети стремятся побыстрее стать взрослыми, а повзрослев, мечтают вернуться в детство. Нам, учителям, повезло в том плане, что, находясь среди детей, мы всё равно, несмотря на любой возраст, остаемся очень молодыми. А иначе нельзя. Только так можно понять душу ребёнка, только тогда он потянется к тебе, будет доверять тебе, любить тебя, а значит, будет любить и твой предмет.
И на нашу любовь дети отвечают взаимностью. Я и мои учителя можем гордиться собой уже только потому, что наши выпускники не забывают дорогу в школу. Когда я вхожу в школьный вестибюль, частенько вижу там и тех, кто окончил школу в прошлом году, и тех, кто покинул ее стены пять – шесть лет тому назад. А наши Последние звонки и День Знаний превращаются в настоящие праздники не только для виновников торжества, но и для всех жителей нашего села. В эти дни в школьном фойе, как говорится, яблоку негде упасть. И мы - учителя, ученики, родители, ощущаем себя по-настоящему одной семьей. Я этому искренне рада. Для меня очень важно, каков имидж моего учреждения.
Позиционируя школу в социуме, главным считаю конструктивное сотрудничество с родителями, создание своеобразного альянса семьи и школы. Думаю, что единственно возможный способ обращения друг к другу – просьба, с неизменно сохраняемым высоким этическим уровнем взаимоотношений в любой ситуации. В совместном диалоге главное - наметить конструктивный выход из создавшегося положения, чтобы в итоге и семья укрепилась, и ребенок почувствовал себя более защищенным и любимым. Подросток - это не только «производная» семьи, это и «производная» школы, и той социальной среды, в которой он пребывает, и улицы, и своих друзей, и подруг. И не случайно педагогическим коллективом был внедрен проектный метод обучения, охватывающий не только учебную деятельность, но главным образом – внеучебную: благоустройство родников и колодцев, уход за памятниками, забота о ветеранах и тружениках тыла, экологические акции и многое другое. Деятельность многогранна, но главным образом направлена на формирование гражданско – патриотического сознания и отношения к своей малой Родине. И сегодня в стенах родной школы работает коллектив, состоящий практически на 100% из выпускников нашей школы.
Ну вот и вылезла та мысль, которая не оставляет меня последнее время: ребенок – это поприще, дарованное нам Богом. Где-то прочла и записал замечательные слова: «…в наше духовно-ущербное время воспитание детей осталось одним из немногих видов спасительного и в тоже время вполне общедоступного духовного делания. Этот труд, совершаемый ради Ребенка, есть подлинный христианский подвиг, и трудности на этом пути – тот спасительный крест, на котором искупается наши собственные грехи. Ребенок – это дар Божий: не только в смысле радостей, но и в смысле скорби – как дарованный нам крестный путь спасения. Это дар, данный нам всегда сверх наших заслуг, дар милости Божией».
Так хочется, чтобы в первых рядах российской интеллигенции были учителя. Ведь настоящий интеллигент всегда идет на шаг впереди обывателя. Его не устраивает поверхностное отношение к жизни, он всегда устремлен к сути вещей и явлений, к пределу понимания и участия в том, чем он занят. Как сложно директору в этом плане. И как важно именно поэтому соблюдать чисто человеческие заповеди: не топчи слабого, не трусь перед сильным, не продавайся, не трепещи перед начальством, не теряй совести на мелком подхалимаже. Я это не в осуждение чье-то говорю, а из опыта личного общения со многими умными и хорошими людьми.
Итак могу ли я сказать что я счастлива?
Мне очень близко выражение «трудное счастье», Бывает, что мечтаешь о чем-то, достигаешь постановленных целей, но оказывается, что это или уже не нужно, или не актуально. Бывает…Не унываю, продолжаю отдавать всего себя работе. Иначе нельзя.
Но вообще, я счастливый человек, потому что у меня все получается…
Я – директор школы. А директор школы – это организатор образовательной среды, учитель, воспитатель, это стратегический менеджер, тактический менеджер, администратор, коллега, менеджер по качеству, нижестоящее должностное лицо, менеджер по персоналу, инновационный менеджер, дидакт,, это дипломат, психолог, конфликтолог, толерантолог, правовед, должностное лицо, работодатель, ответчик, истец; он же экономист, бухгалтер, налогоплательщик, ревизор, предприниматель, а ещё хозяйственник, инспектор по технике безопасности, санитарный врач, строитель, дизайнер, прораб, кормилец… Все перечислила? Наверное, не все, потому что директор – это, как говорят в народе, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Но прежде всего директор – это человек со своими плюсами и минусами.
Что позволило мне самой стать успешным в этой жизни? Несомненно, это все-таки нравственные человеческие ценности.
Я знаю, что нехорошо сравнивать себя с другими.
Я знаю, что невозможно заставить кого-то любить себя; все, что я могу сделать, это – позволить себе быть любимым.
Я всегда учусь прощать, практикуя прощение.
Я знаю, что простить друг друга недостаточно… надо также простить самого себя.
Я помню, что ранить любого человека занимает всего лишь несколько секунд, но залечить эти раны может занять долгие годы.
Я поняла, что богат не тот, у кого больше, а тот, кто нуждается в меньшем.
Я осознала, что два человека могут смотреть на одно и то же… а видеть это по-разному.
И я твердо уверена, что не ошиблась в выборе свой профессии.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены