РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Компетентностный подход как средство подготовки выпускников 9 и 11 классов к итоговой аттестации по биологии

Гончар-Быш Лариса Николаевна
МОУ «Великомихайловская средняя
общеобразовательная школа
Новооскольского района
Белгородской области»
учитель биологии

Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека.
А.В. Хуторской в понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Следовательно, компетентностный подход усиливает прикладной, практический характер всего школьного образования, в том числе и предметного обучения.

Ключевая мысль состоит в том, что для обеспечения “отдаленного эффекта” школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления и использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Поэтому, основной целью образования становится “выращивание” личностного потенциала ученика, а компетентностный подход рассматривается как фактор повышение качества образования. [1]

Переориентация биологического образования на компетентностный подход позволяет акцентировать внимание педагогов на формирование конкурентоспособной, всесторонне развитой личности обучающегося.

В последних нормативных документах перед школой, в том числе и перед учителями биологии поставлена задача овладения новыми подходами к оценке образовательных достижений учащихся, в том числе технологией подготовки учащихся к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Задачи, стоящие перед ЕГЭ, требуют изменения контролируемого содержания, которое должно включать знания не только заключительного раздела общей биологии, но и наиболее существенные вопросы, изучаемые в основной школе.

Анализ результатов экзамена году показал, что большинство участников ЕГЭ набрали от 30 до 70 баллов. Этот показатель позволяет высказать некоторые общие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе.

При подготовке к ЕГЭ прежде всего следует добиться освоения учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом биологического образования.

Важно организовать повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней (полной) школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы и использовать их для конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.

При проведении различных форм контроля целесообразно использовать задания, направленные на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.

В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, умения кратко, четко, по существу вопроса излагать устно и письменно свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствует составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах. [5]

Контрольно-обобщающий урок по теме: “Эволюция органического мира».

Цель: проверить качество усвоения знаний об эволюции органического мира.

Форма организации учебной деятельности: самостоятельная работа.

Средства обучения: контрольно-измерительные материалы.

Ход урока.

I. Организационный момент

Каждый учащийся получает листы бумаги для выполнения письменных заданий.

II. Тематический учет знаний учащихся.

На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умение работать с текстом. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, которая выносится в соответствующую графу «Экрана учета знаний», заранее подготовленного к уроку.

1. Тестирование «Один из четырех»

1. Роль наследственности в эволюции состоит в том, что потомство в процессе онтогенеза:

  1. сохраняет полученные признаки от родителей;
  2. приобретает новые сочетания генов;
  3. подвергается воздействию мутагенов;
  4. повторяет признаки далеких предков;

2. К причинам эволюции относят

  1. приспособленность организмов;
  2. борьбу за существование;
  3. многообразие видов растений;
  4. многообразие видов животных;

3. Процесс сохранения особей с полезными для них признаками в конкретных условиях среды и оставления этими особями потомства называют

  1. борьбой за существование;
  2. естественным отбором;
  3. искусственным отбором;
  4. наследственностью;

4. Сохранение животных с полезными для человека признаками происходит в процессе

  1. искусственного отбора;
  2. естественного отбора;
  3. борьбы за существование;
  4. формирования приспособленности к новым условиям жизни

5. Популяцию считают единицей эволюции, так как в ней происходит

  1. круговорот веществ и превращение энергии;
  2. саморегуляция численности особей;
  3. искусственный отбор;
  4. мутационный процесс;

6. Укажите правильную последовательность эволюции групп растений

  1. мхи - многоклеточные зеленые водоросли;
  2. папоротники - голосеменные;
  3. цветковые - хвойные;
  4. хвощи - мхи

7. К результатам эволюции относят

  1. естественный отбор;
  2. борьбу за существование;
  3. наследственность и изменчивость;
  4. приспособленность организмов к среде обитания

8. Палеонтологическими доказательствами происхождения первых наземных позвоночных от водных животных служат находки

  1. древних земноводных - стегоцефалов;
  2. окаменелостей трилобитов;
  3. древних пресноводных кистеперых рыб;
  4. скелетов и отпечатков археоптериксов

9.Укажите схему, отражающую место пресмыкающихся среди других позвоночных.

  1. Пресмыкающиеся Птицы
  2. Рыбы Земноводные Млекопитающие
  3. Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
  4. Рыбы Пресмыкающиеся Земноводные Млекопитающие Птицы
  5. Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Млекопитающие

10. Находки отпечатков древних растений и животных — свидетельство:

  1. приспособленности растений и животных к среде обитания;
  2. исторического развития органического мира;
  3. индивидуального развития растений и животных;
  4. сезонных изменений в жизни растений и животных.

2. «Установи соответствие»

В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

ПРИМЕР УТВЕРЖДЕНИЯ ВИД ОТБОРА

1) утка-кряква - родоначальница домашних уток

А) естественный

Б) искусственный

2) размножаются те особи, которые успешно конкурируют с другими видами

3) создаваемые сорта растений служат для удовлетворения потребности человека
4) сохраняются особи, обладающие признаками, снижающими их жизнеспособность в естественных условиях
5) оставляют потомство особи наиболее приспособленные к новым условиям обитания. [3]

3. Найди биологические ошибки.

Найди ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Эволюция – обратимый процесс исторического развития органического мира. 2. Существуют сравнительно-анатомические, палеонтологические, эмбриональные и биогеографические доказательства эволюции. 3. Рудименты и атавизмы – это биогеографические доказательства эволюции. 4. Палеонтология – наука о современных формах растений и животных. 5. Эмбриология – наука о зародышевом развитии организмов.

4. Письменный ответ.

В чем заключаются эволюционные последствия изоляции небольшой популяции. [3]

5. Биологическая задача.

В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба за существование. [2]

III. Подведение итогов.

Учитель собирает листки с выполненными заданиями, проверяет их и выставляет отметки в листок учета.

За урок учащиеся получают несколько отметок, а в журнал выставляется итоговая оценка. Итоговая отметка не рассматривается как среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы за одно задание ученик получил неудовлетворительную оценку. В этом случае пробел в знаниях должен быть ликвидирован.
«Экран учета знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочеты и пробелы. Это дает возможность целенаправленно и своевременно устранять недоработки.

Библиографический список

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, № 5, 2003.
  2. Петунин О.В. уроки биологии в 11-классе. Развернутое тематическое планирование- Ярославль: Ака-демия развития, Академия Холдинг, 2003.- 304 с.
  3. Деркачева Н.И. ЕГЭ 2007. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И. Деркачева, А,Г. Соловьева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.- 127 с.
  4. Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа.- М.: «Интеллект-Центр», 2006.-136 с.
  5. Калинова Г.Н., Петросова Р.А. Методическое письмо «Об использовании результатов единого госу-дарственного экзамена 2007 года в преподавании биологии в средней школе». – сайт ФИПИ (http://www.fipi.ru).
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика