РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Экологическое воспитание и развитие младших школьников

Экологическое развитие и воспитание младших школьников

При внимательном изучении Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения курса «Окружающий мир» становится понятным, что результатом экологического развития и воспитания является формирование экологичной личности.
Какие особенности являются характеристикой экологичной личности?
1. Для экологичной личности свойственна психологическая включённость в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанности мира людей и мира природы, в основе которого лежат следующие положения.
а) Человек не стоит изолированно над природой, а включён в качестве одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей – любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически осторожной.
б) Отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм: все законы функционирования экосистемы являются для человека столь же обязательными, как и для других живых существ. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически умеренной.
в) Мир природы является не только источником материальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы.
г) Не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества. Поэтому экологичная личность стремится воздействовать на других людей, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, иными словами, она стремится быть экологически активной.
2. Для экологичной личности свойственен субъективный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем:
а) природные субъекты относятся ею к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм и правил;
б) природные объекты могут выступать для неё в роли референтных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям;
в) природные объекты могут выступать для неё в качестве полноправных партнёров по общению и совместной деятельности.
3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырёх основных сферах:
а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов;
б) познавательной деятельности, обусловленном интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания;
в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо полезный продукт, а потребность в общении с ними;
г) участие в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради неё самой.
С позиции экологической психопедагогики выделяются три основные задачи:
1) Формирование адекватных экологических представлений.
2) Формирование отношения природе.
3) Формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой.
Рассмотрим основные принципы и механизмы формирования отношения к природе. Существует три основных канала формирования отношения к природе: перцептивный, когнитивный и практический.
По перцептивному каналу может формироваться влечение к природным объектам. В педагогическом процессе необходимо использовать аттракционные возможности самих природных объектов. То есть подбирать такие объекты флоры и фауны, которые обладают релизерами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию (красивые белые крылья, начинали неумело лопотать новорожденные ручейки, выводок чёрненьких пуховичков, голову жирафа украшают добродушно глядящие карие глаза и т.д.).
Педагогу целесообразно акцентировать внимание на соответствующих свойствах животных и растений («Посмотрите, какие у него…, «Перечитайте, какие у него…», «Потрогайте его…»). Эффективно также подчёркивать элементы параллелизма с человеком, как в аспекте тех или иных качеств, так и в аспекте поведенческих проявлений («заботится о детях», самоотверженно защищает территорию», «больных рыб чистят рыбы-чистильщики, рыбки подставляют своим врачам бока и широко разевают рты», «лягушки к весенним концертам готовятся как люди к праздникам, наряжаются» «Самцы шалашники в период ухаживания за самочкой ежедневно украшают площадку перед гнездом голубыми цветами» и т.д.). Необходимо стараться задействовать сенсорные системы ребёнка («посмотри», «послушай», «потрогай» и т.п.). Например, рассказывая детям о пингвинах, учитель приводит следующие данные: « Когда яйцо появляется на свет, самка немедленно закатывает его на заботливо подставленные лапы супруга, и отправляется на кормёжку, восстанавливать потраченные силы.. Самец опускает на врученное ему яйцо толстую складку брюха, стараясь полностью прикрыть этой своеобразной выводковой сумкой своего единственного детёныша, до поры замкнутого в сферу скорлупы. Целых два зимних месяца предстоит ему простоять, постоянно согревая яйцо теплом своего тела. Во время этого своеобразного «настаивания» яйца самцы не питаются. Общая продолжительность их вынужденной голодовки достигает трёх месяцев. За это время они теряют 20 килограммов, то есть половину своего веса. Им ни в коем случае нельзя потерять яйцо. Даже очень короткий его контакт со снегом и льдом убьёт зародыш». Далее педагог предлагает детям почувствовать, как тяжело самцу пингвина ходить с яйцом на лапах. Для этого показывает им носки, в которых насыпана половина чашки риса. Эти носки становятся «яйцами», а дети – самцами пингвина. Они встают, сдвинув ступни, а педагог кладёт носки на их ступни. Дети пытаются ходить и не уронить носок со ступней. Ребята несколько раз теряют носок. Но их носку- яйцу легче оставаться на ступнях, чем яйцу на лапах пингвина, так как их «яйцо» не так легко крутится. Так учащиеся убеждаются, что папам- пингвинам приходится очень трудно. Формируется уважительное отношение к птицам.
По когнитивному каналу происходит формирование интереса личности к миру природы.
На основе действия механизмов практического канала происходит формирование у ребёнка склонности к взаимодействию с природными объектами, другими словами, к натуралистической деятельности. Важнейшим условием здесь является педагогическое формирование мотивации взаимодействия с миром природы. Природоохранная деятельность становится эмоционально насыщенной только в том случае, если, например, лес воспринимается как партнёр взаимодействия, как сложный живой организм.
Большим психолого-педагогическим потенциалом обладает использование в педагогическом процессе возможности ребёнка получать «ответы» от природных объектов на свою активность в отношении этих живых существ. Педагогу надо развивать в детях чувствительность к этим «ответам».
Рассмотрим методы формирования субъективного отношения к природе.
1) Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.
Использование данного метода может быть проиллюстрировано следующей педагогической ситуацией:
• после чтения рассказа уральского писателя Б. Андреева «Красногрудка» педагог задаёт детям вопрос:
-Представьте, что вы очутились в совершенно незнакомом месте одни. Что вы будете ощущать?
• После чтения рассказа В. Колчина «Доморощенные карпы» учитель предлагает детям понюхать воду, в которой плавает закисший хлеб. Дети нюхают и рассказывают о своих ощущениях. Собственные ощущения в этой ситуации проецируются детьми на состояние карпов, которым дали несвежий хлеб. Эти же детские ощущения помогут им выполнять правила кормления аквариумных рыб.
• На уроке ознакомления с окружающим миром, при изучении жизнедеятельности рыб в зимний период, учащимся предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так, сколько можно, затем отпустить один палец, и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственные ощущения в этой ситуации проецируются школьниками на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания. Сопровождающееся огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того. Как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.
2) Метод экологической эмпатии заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему.
Метод экологической эмпатии предполагает использование вопросов, актуализирующих проявление эмпатии к живым существам: «Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас настроение?», «Что ему хочется?» и т.д.
3) Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации самоанализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.
Использование метода экологической эмпатии и экологической рефлексии можно проиллюстрировать следующими примерами.
• В процессе работы со стихотворением С. Гершуни «Куцый» учащиеся отвечают на вопросы:
-Прочитай ещё раз отрывок, в котором описывается внешний вид щенка. Что ты чувствуешь, читая этот отрывок?
-А какие чувства испытывал щенок?
-Как ты думаешь, каким вырастет мальчик, подобравший щенка?
-А каким будет щенок, когда станет взрослым?
-Видел ли ты в своём городе (селе) бездомных собак или кошек? Почему они появляются? Понаблюдай издали за бездомными животными. Обрати внимание на их глаза.
• Дети на одном из уроков знакомятся с рассказом В. Юровских «Ящерёнок»:
«По влажной чёрной пахоте карабкался крохотный ящерёнок, глинисто – водянистый, с маковинками глаз. Мы осторожно усадили его в пустой спичечный коробок, и он совершил с нами самое, наверное, большое в своей жизни путешествие.
В селе мы открыли коробок. Ящерёнок привстал и посмотрел на нас косо расставленными глазёнками. В них было столько невыразимой тоски по сырым луговинам, по запахам лесным и всяким букашкам, что мне стало не по себе. Я закрыл коробок и повернул в поле.
- Зачем? – остановили меня. – Пожалел ящерёнка, а он, может, вредитель.
- Пусть ночует у нас, - попросили братовы дочки.
Я оставил коробок на полке. Утром вспомнил, взял в руки и открыл его. Ящерёнок был в той же позе, но … высох. И только глаза сохранили невыразимую тоску по сырым луговинам».
Далее идёт обсуждение следующих вопросов:
1. Какое настроение было у людей, когда они любовались ящерёнком?
2. А что чувствовал ящерёнок? Почему?
3. Что мог бы услышать от ящерёнка писатель, если бы открыл коробок ночью?
4. Какой урок получил автор рассказа и его маленькие подружки?
После чтения уже называемого рассказа «Доморощенные карпы» предлагаются вопросы и задания:
- Каково отношение к природе всех героев этого рассказа? Докажи свою точку зрения с помощью текста.
- Как рыбки выражали свою благодарность человеку за своё спасение?
- Подумай, сколько добрых дел сделал Анатолий Фёдорович?
- Перечитай разговор Золотой рыбки и Анатолия Фёдоровича. Почему он попросил только о том, чтобы его дети никогда не проходили мимо рыбьей, птичьей и звериной беды?
(Перечисленные произведения найдены и собраны автором статьи в хрестоматию «Человек и природа. По страницам уральских авторов»).
Сформировать стратегии и технологии взаимодействия с природой позволяет использование метода экологической заботы. Он заключается в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействие природным объектам. Данный метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, то есть деятельностного участия в жизненных ситуациях природных объектов. При этом, в контексте заботы о мире природы, личность мотивируется к повышению своей экологической компетентности – к освоению необходимых знаний, умений и навыков: чтобы оказать эффективную помощь какому-либо природному объекту, необходимо знать, что нужно знать, что нужно делать, и уметь это делать.
Процесс формирования экологичной личности будет высокоэффективным, если будет носить комплексный характер, если и педагоги, и родители будут рассматривать разнообразные экологические проблемы. Формами экологического воспитания и развития младших школьников могут быть: уроки ознакомления с окружающим миром, уроки литературного чтения, уроки музыки и изобразительного искусства, уроки математики, викторины, конкурсы, экскурсии, праздники, экологические проекты, занятия экологического кружка.
Воспитанию экологичной личности на уроках математики способствуют задачи типа:
• Подсчитано, что каждый горожанин России выбрасывает за год 300 кг мусора. Сколько за год выбросят мусора ученики нашего класса? Школы? Как это повлияет на окружающий мир?
• Для получения одного грамма масла надо 400 граммов свежей мяты. Сколько потребуется мяты для получения 1кг масла? Для чего нужно мятное масло? Как при его получении не навредить природе?
• В США был принят закон о том, что человек, убивший бабочку-монарха, должен заплатить штраф 500 долларов. Сколько это будет в переводе на рубли? Почему был принят такой закон?
• Ради мяса и меха уничтожено на земле 22 вида зверей и птиц, из-за суеверий на 6 видов меньше. ½ количества погубленных из-за суеверий погибли из-за разрушения мест обитания, 19 видов из-за болезней и одичавших кошек и собак. Сколько всего видов зверей уничтожено?
• В России обитает 300 видов млекопитающих. 1/6 их занесена в Красную книгу. Сколько видов млекопитающих включено в Красную книгу? Что это означает?
• Брошенная жестяная банка полностью разрушается в природных условиях через 100 лет, это на 126 лет быстрее, чем происходит разрушение полиэтиленового мешка. Стеклянная бутылка разрушается в природе в 4 раза медленнее полиэтиленового мешка. Через какое время разрушится бутылка? Какой вывод ты сделаешь из этих данных?
На уроках ознакомления окружающего мира учащимся можно предложить задания типа:
• Составь правила рыбалки, не наносящие вред природе.
• Вы собираетесь в лес за грибами. Спланируйте свои действия так, чтобы было хорошо и вам и природе.
• Представьте себе, что вы фермеры. У вас в стаде есть белые коровы (альбиносы). Они на солнце получают сильные ожоги. Каковы будут ваши действия? Вы случайно увидели такую корову в стаде, которое принадлежит незнакомым людям. Как поведёте себя в этом случае?
• Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
• Масса зверей и птиц гибнет на лугах во время покоса. Каким образом провести работу, чтобы заготовить корм для домашних животных и спасти зверей и птиц?
• Был случай, когда в Китае стало очень много воробьёв. Они клевали зёрна на полях. И люди решили уничтожить всех воробьёв. Но когда они это сделали, погиб весь урожай. Почему это произошло? Как нужно было поступить?
• В питомнике вылупился из яйца журавлёнок-стерх (белый). Для него приготовили гнездо (картонную коробку), настольную лампу для обогрева и корм (мелко рубленное яйцо, творог, тёртую морковь). Но у птенца пищевым раздражителем является только жёлтый клюв родителей Как быть?
• Один вяз за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120г сернистого газа, самого ядовитого загрязнителя природы. Вяз живёт 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожит это дерево за свою жизнь?
• На вольном воздухе липа доживает до 600 лет, а в городе только до 150 лет. Во сколько раз короче жизнь липы в городе? Почему?
Ниже приводятся несколько экологических проектов для учащихся начальной школы.
1 Прогноз погоды.
Суть проекта заключается в попытке младших школьников предсказывать погоду по народным приметам. Проект коллективный, реализуется в игровой форме. Создаётся метеобюро, в состав которого входит весь класс, если проект кратковременный или, если проект длительный, его состав меняется через определённое время. Метеобюро ведёт свой календарь погоды: составляет прогноз на основе известных народных примет, а затем отмечает реальную погоду в предсказываемый период. Каждый ребёнок находит свою примету, которую сначала проверяет, а затем использует для своих прогнозов.
2. Хлебные крошки.
Бережно относиться к хлебу и заботиться о птицах стараются участники этого проекта, который чрезвычайно прост: дети берут за правило хлебные крошки, которые остаются на столе ( в хлебнице, на доске, на которой нарезают хлеб) не выбрасывать, а подсушивать на листке бумаги и складывать в хлебную копилку ( каждый может придумать ей интересное название). Затем крошки идут на подкормку птиц.
Коллективный вариант проекта заканчивается, когда дети приносят в класс (группу) свои хлебные копилки. Занятна для ребят процедура взвешивания копилок, но итог не должен быть однозначен: хорошо, что ребёнок собирал крошки тщательно и регулярно, но хорошо ли, что так много идёт хлеба в отходы? Проект не имеет конца: пусть в каждом доме будет хлебная копилка для подкормки птиц живёт всегда!
3. Птичья столовая.
Одна семья в нашем городе за неделю выбрасывает около 30 пластиковых упаковок. Это отходы, засоряющие окружающую среду. Переработка их еще как следует не налажена. А сожжение на мусоросжигательном заводе приводит к выбросу в воздух токсичных веществ. Ребятам предлагается предложить способы использования «вредного» пластика на благо природы, а не на её загрязнение. Одним из предложений является изготовление из него кормушек. Объявляется конкурс на самую удобную кормушку из пластика. Процесс создания таких изделий нетрудоёмкий, он занимает 15-20 минут. Удобство ещё и в том, что легкость пластиковой конструкции позволяет подвешивать ее к веткам, не травмируя дерево.
4. Картинная галерея
Коридор или часть класса превращаем в привлекательную картинную галерею. Подбираем картины, фотографии, репродукции картин с изображением видов природы. К каждой теме программы по ознакомлению с природой подбирается свой набор экспонатов. Экспозиция меняется в зависимости от того, какой блок программы изучают младшие школьники, и от сезона года. Например, в зимний период на стенах появляются фотографии картин с изображением зимнего пейзажа ( Ю.Ю. Клевер «Зима», Л. Бродская «Морозное утро», А.К. Саврасов «Зима», «Зимний пейзаж», К. Фролов «Зимний парк», , И. Грабарь «Иней», «Февральская лазурь», С. Жуковский «Лес зимой» и другие), в процессе изучения водоёмов – изображения моря, рек, озер, фотографии животных, обитающих в водной среде, и т.п. В процессе изучения растений может появиться экспозиция «Натюрморт» ( Э. Панов «Ландыши», «Незабудки», «Ромашки», «Цветы у пруда», И. Грабарь «Хризантемы», Г. Ряжский «Натюрморт. Настурции», С. Чехонин «Букет полевых цветов» и другие). Чтобы повысить интерес ребят к картинной галерее, можно организовать ее торжественное открытие (или, как теперь принято говорить, презентацию) — с разрезанием ленточки, с почетными гостями (родителями) и небольшим фуршетом (чаепитием).
5. Мини-музей «Лучший четвероногий друг»
Содержание и экспонаты. Дети и родители приносят экспонаты, связанные с жизнью собак или кошек: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки и кошечки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и кошек и рассказы о них. Здесь же «селятся» собаки и кошки, созданные детьми и родителями.
Как используется. Экскурсии связаны с рассказами о разных породах собак и кошек, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак и кошек в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании животных, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок.
Ниже приводятся примеры сочинений ребят из «архива» мини-музея.
«Это моя кошечка. Ее зовут Лапуся. Она маленькая, трёхцветная и пушистая. Лапуся очень любит играть и есть витаминки. Моя киса добрая и ласковая. Для меня она самая красивая».
«Мой пёс — Ральф. Папа говорит, что он лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород — хороших и разных. Мой Ральф —шалун и проказник. Когда он один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он любит драться с другими собаками-мальчиками и играть с собаками-девочками. Он хороший, и мы его любим».
Темы экскурсий: «Наш друг — собака», «Они такие разные» (породы собак или кошек), «Как появились собаки (кошки)», «Что любят и чего не любят собаки (кошки)» — и другие.
Темы исследовательских работ: «Кошки и собаки: почему на улице они гоняются друг за другом, а дома любят?», «Литературные коты», «Какую когтеточку выбрать?», «Профессии собак».
6. Бионика и насекомые.
Бионика обращает пристальное внимание на мир насекомых. Он – неисчерпаемое поле для поисков, открытий, изобретений новых невиданных приборов и машин. Так, крошечные пятнышки на кончиках крыльев стрекоз оказались самым настоящим флятером. Это небольшой дополнительный груз, который укрепляется на крыльях самолётов, благодаря чему устранена гибельная вибрация крыла, стоившая жизней многих авиаторов на заре воздухоплавания.
Учащиеся ведут поиск открытий, сделанных на основе изучения насекомых.
Представленные текстовые арифметические задачи и экологические проекты направлены на достижение такого результата, как:
- учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
- учащиеся умеют осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Очень интересны, познавательны и поучительны мифы наших предков. С ними младшие школьники могут знакомиться на уроках ознакомления с окружающим миром и в процессе организации педагогом внеклассной деятельности. Что особенно ценно в мифологии для экологического воспитания и развития подрастающего поколения?
И славяне, и их соседи представляли вселенную в виде яйца. Внутри этого яйца, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир. мир людей. Нижняя, «исподняя» часть – нижний мир, Мир мертвых. Вокруг земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположено 9 небес, каждое из которых имеет свое предназначение. Одно небо для солнца и звезд, другое для месяца, еще одно – для туч и ветра. Седьмое по счету – «твердь», прозрачное дно небесного океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас в сказках о горохе или бобах, выросших до самой Луны. По мысли древних Мировое древо больше похоже на громадный дуб, на котором зреют не только жёлуди, но и семена других растений. А там, где вершина Мирового древа поднимается над седьмым небом, есть остров, и на том острове живут прародители всех зверей и птиц: «старший» олень, «старший волк» и т.д. Слово старший употреблялось на в значении старый, немощный, а более опытный, матерый. Славяне полагали, что на этот остров улетали души животных, убитых охотников, и держат ответ перед «старшими» - рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ними, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводилась рыба и дичь. Если же человек провинился – не оберется беды…
Язычники отнюдь не считали себя царями природы, которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека. Вот бы и нам подобную мудрость!
Взгляды древних славян совпадали с представлениями северных саамов. «Земля – живое существо,- говорили саамы.- Деревья и травы – ее волосы, а зеленый дерн и тундровый мох – ее кожа. Нельзя делать больно земле, нельзя ее ранить..» Современный человек усмехнулся. Презрительно высказался по поводу суеверий и пришел в тундру с вездеходами и тракторами. А теперь мы хватаемся за голову: оказывается, северная природа очень ранима. Там, где один раз прошёл вездеход, вскоре возникает овраг – незаживающая рана Земли. Между тем саамы знали это всегда и зашифровали законы Жизни в мифе.
Древние славяне верили: когда дерево рубят, оно плачет. Научные исследования подтвердили языческие убеждения. Цветок в горшочке буквально «сходит с ума» от ужаса, когда к нему приближается человек, только что погубивший другое растение: об этом поведали ученым электронные приборы, подключенные к его листьям.
Ознакомление с мифами, сказками позволяют достичь такого планируемого результата, как
- учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.
Таким образом, лишь комплексный подход к организации экологического воспитания и развития младших школьников способен обеспечить достижение планируемых результатов экологического воспитания и развития младших школьников.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены