РАЗРАБОТКИ

Другие модули


педагогическая концепция учителя химии

Концепция педагогической деятельности

Тема: «Индивидуально - дифференцированная работа на уроках химии и биологии».

2011 г.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель.
Л. Н. Толстой.
Краткая информация о себе и своей педагогической деятельности

Гюлахмедов Мирзабег Гюлович.

Родился в 1969 году в селе Урзиг, Республика Дагестан.
В 1986 году окончил школу.
1987 – 1989 год проходил службу в рядах вооружённых сил СССР, Военно – Воздушные Силы, Одесский Военный Округ.
В 1990 году поступил, а в 1995 году окончил Воронежский Государственный Педагогический Университет.
Учитель химии и биологии первой категории Лебединской средней общеобразовательной школы, Богучарский район, Воронежская область.
Стаж педагогической деятельности 14 лет. Женат, воспитываю двоих детей.

Химия - одна из сложнейших наук, для изучения которой необходимо приложить много сил, усилий, упорства. Только сила воли и упорство помогут овладеть этой наукой.
Знания, полученные при изучении химии, помогут правильно понять суть явлений происходящих внутри нас, а также вокруг нас.

Основная задача обучения химии – обеспечить прочное усвоение учащимися системы химических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения других дисциплин и продолжения образования, а также для понимания сущности явлений происходящих в природе.


Для этого я должен:
• обеспечить доступность знаний;
• формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
• показать всю красоту и полезность химии;
• выявлять и развивать химические способности;
• готовить к поступлению и обучению в ВУЗы.

Цель моей педагогической деятельности: воспитать всесторонне развитую личность и формировать у него устойчивые химико-биологические знания во взаимосвязи с другими науками.
Усвоение химических знаний должно идти через формирование основных химических понятий. На каждом этапе изучения химии формируются соответствующие понятия. К концу изучения всего курса они должны выстроится в строгую соответствующую систему химических понятий, которая является ядром всех знаний химии. В большинстве наших школ изучение химии начинается с восьмого класса. Для детей это новый предмет, о которым они мало что знают. Нельзя говорить, что химия для них абсолютно новый предмет. Кое, какие знания у детей всё же имеются. Источниками этих знаний являются или телевидение, или рассказы старшеклассников, или ещё что-нибудь. Поэтому представление о химии у детей искажённое, неправильное. Некоторые представляют её как какого-то монстра, от которой только одни беды. Но мы знаем, что это не так. Поэтому очень важно на первых уроках сформировать правильное понимание сущности химии, как науки, достижения которой приносят большую пользу человечеству. Мои первые уроки в восьмом классе проходят в упрощённой форме. Я даю детям возможность высказать свою точку зрения, рассказать, что они знают про то или иное явление, вещество и др. Очень важно положительный настрой класса. С этой целью я провожу ряд простых, красочных, опытов. Уже на ранних этапах я подчёркиваю, что химия это не отдельный предмет, что она связана с другими предметами, и для лучшего понимания сущности химии необходимо знания и из других областей. Химия неразрывно связана с такими предметами как биология, физика, математика, география, история и др. таким образом дети понимают необходимость лучшего изучения и других предметов.
Необходимо следить за тем, чтобы изучаемый материал был всегда понятен учащимся, иначе обучение потеряет всякий смысл, потому что в этом случае ребёнок будет заниматься обычной зубрёшкой без всякой пользы для него. В этом случае изучение предмета будет не в радость, а в тягость.

Формирование концепции.

В последние годы идёт модернизация образования. Это коснулось и химии тоже. В средней школе сокращаются часы, нет условий для преподавания химии и др.
На этапе модернизации системы начального образования особенно актуальна проблема развития у детей внутренней мотивации учения, поскольку её наличие способствует реальному переведению всего изученного во внутренний план действий и служит одним из наиболее очевидных признаков эффективного обучения. Любая учебная деятельность начинается с того, что у ребёнка возникает потребность присвоить новую информацию: « я хочу», « мне надо», «я могу». Как известно, «потребности отражаются в сознании в виде образов. Образы, побуждающие человека к определённому поведению и отражающие объекты удовлетворения потребностей, называются мотивами. Потребности являются источником активности человека, а мотив выражает направление его активности. С другой стороны, - это осознанная потребность». Это первый этап изучения химии. «Я буду изучать кислоты, чтобы знать про них всё», «я буду изучать взрывчатые вещества, чтобы делать фейерверки», «я буду изучать химию, чтобы поступить в ВУЗ»- вот некоторый перечень мотивов. Для этого он ставит перед собой цель и планирует свою деятельность.
В последние годы школьники всё чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Этому свидетельствуют и современное состояние требований в образовательном процессе, и отсутствие должного финансирования химического образования, не оборудованность или отсутствие химических кабинетов, и многое другое. Уровень большинства наших детей оставляет желать лучшего. Это я ещё мягко сказано.
Согласно концепции научения Ительсона Л. Б. для того чтобы новые знания усваивались учащимися, он должен «видеть» их полезность; чтобы новые действия усваивались учащимися, он должен «видеть» их успешность. На основе этой концепции и были определены ведущие направления воздействия на мотивационную сферу учащихся: развитие познавательного интереса как ведущего мотива учения и увеличение комфортности процесса учения путём создания ситуаций успеха.
В соответствии с теорией развивающего обучения в центр учебно-воспитательного процесса я ставлю межличностное взаимодействие учителя и ученика, включающее различные типы взаимодействия отношений. Взаимоотношения учителя и ученика являются очень важным моментом в образовательном процессе. В конечном итоге от этих взаимоотношений зависит успешность выполнения поставленной цели. Учитель был, есть и остаётся примером для подражания. Поэтому я стараюсь быть лучшим со всех сторон. Всегда показываю пример воспитанности , сдержанности, терпимости, образованности, воспитанности, в отношении к старшим и многое другое. Для полного раскрытия всех качеств ребёнка нужно демократическое общение. На своих уроках я общаюсь с детьми как старший товарищ, как их ровесник, обсуждаем разные проблемы связанные не только с изучением химии, но и много других, касающихся жизни общества, государства, после школьной жизни, и многое другое. С течением времени это приводит к возникновению доверительных взаимоотношений. . Это позволяет мне настроить класс на рабочий лад, через такое общение я направляю мысли и деятельность детей на получение знаний не только по моим предметам. Конечно, при таком раскладе достичь поставленной цели будет гораздо легче. При этом необходимо помнить одну важную деталь- отношения учитель и ученик всегда имеют границы, пределы которых пересекать нельзя. В своём общении с учениками я всегда даю им понять, где эти границы, и что за их рамками общения быть не должно.
Считаю, что конкретные технологии обучения должны складываться в целостную методическую систему, основанную на учёте психологических особенностей развития учащихся и направленную одновременно на формирование предметных знаний, опыта деятельности и развитие личностных задатков. Всё это в совокупности должно обеспечить повышение уровня знаний, отношению к моим предметам, а также к знаниям в целом.
В последнее время актуальной проблемой является вопросы экологического воспитания. Экологическое образование занимает центральное место в общем образовании выпускника школы. От того в каком положении находится экология зависит многое как сейчас так и в будущем. Поэтому вопросы экологического воспитания являются значимой частью почти каждого урока химии. Эти вопросы я рассматриваю на каждом этапе изучения химии. Больше всего касаюсь этих вопросов при изучении тем, где изучаются производство различных веществ. Например- производство серной, азотной кислот, аммиака, бумаги, получение металлов и много , много других тем. Важно, чтобы дети поняли, что это не химия виновата в загрязнении окружающей среды, а человек, который занимается производством этих веществ. Почти любое производство можно сделать безопасным для окружающей среды, но пока это далеко не так. Выбросы химической промышленности сильно загрязняют окружающую среду. При успешном решении экологического образования учащегося результат будет следующий: он всегда будет бережно относится к окружающей среде- дома, на даче, на отдыхе, на улице, на работе.
Больше внимание уделяю изучению парникового эффекта и проблем связанных с ним. Я заостряю внимание на том, что наше государство в лице президента Д. А. Медведева, уделяет большое внимание на решение данной проблемы. Принято решение уменьшит выбросы углекислого газа в окружающую среду, что существенно поможет в решении данной проблемы. Некоторые страны, например США, отказались, уменьшит выбросы углекислого газа, и это притом, что львиная доля выбросов диоксида углерода в атмосферу, 25 %, приходится на долю США и её союзников.
Я хочу напомнить, что парниковый эффект это явление заключающееся в том, что тепло отражённое поверхностью земли задерживается нижними слоями атмосферы создавая эффект парника. Благодаря парниковому эффекту среднегодовая температура у поверхности земли в последнее тысячелетие составляет примерно 150 С, без него она опустилась до – 180С, и существование жизни на земле стало бы невозможным. Основной парниковый газ – водяной пар, затем углекислый газ. Но есть и другая сторона медали- увеличение концентрации углекислого газа приводит к повышению температуры у поверхности земли, что в свою очередь вызывает таяние ледников. По подсчётам учёных установлено, что при таком уровне выброса углекислого газа, повышение температуры к концу столетия может составить до 60С. Это приведёт к повышению уровня мирового океана до двух метров, в результате чего будут затоплены огромные территории, целые страны уйдут под солёную воду. Таким образом, это проблема очень актуальна и дети должны знать про это явление всё.
За последние годы число детей нежелающих учится, возрастает в геометрической прогрессии. Особенно ярко выражена эта проблема в сельских школах. Я попытался выяснить причины массового нежелания учится у сельских детей. Мною были опрошены большое количество детей и их родителей, и я выявил следующие причины:
1. низкая образованность родителей;
2. малая обеспеченность семей;
3. пьющие родители;
4. неполные семьи и, как правило, мать одна воспитывает детей;
5. слабо развитые дети.
Вследствие этого я стал работать над темой – «индивидуально-дифференцированная работа на уроках химии и биологии». Каждый урок строю таким образом, чтобы все присутствующие в классе дети могли понять меня по уровню своего развития. Конечно, основной упор необходимо делать на успевающих учеников, но в то же время и слабые ученики должны усвоить хоть малую часть из той информации, которая прозвучит на уроке. Для этого я излагаю материал в очень доступной форме, используя простые, понятные слова и термины.
В своей работе я использую различные приёмы и методы работы, позволяющих мне поднять интерес учащихся к изучению моих предметов. Ведь если есть интерес, то дети сами будут стремиться к учёбе, а если нет, то нужно заставлять учить урок, а это не всегда получается.
1. Общение - я выбрал демократический стиль общения. Об этом я уже рассказывал выше. Скажу лишь то, что дети сильно тянутся к общению с учителем, потому что многие из них лишены нормального общения с взрослыми.
2. Я составляю задания разной сложности, учитывая психологические и индивидуальные особенности обучаемых детей. Это важный момент урока.
Ведь если загружать слабого ученика по полной программе, то он напрочь потеряет всякий интерес к твоему предмету, и чтобы этого не произошло нужно требовать от него только то, что он может усвоить. Конечно, бывает и так, что ребёнок не может, или не хочет ничего делать. В этом случае учитель находится в очень затруднительном положении. Как быть? Что с таким ребёнком делать? И здесь на помощь приходит мастерство учителя, его умение вовлечь ребёнка в деятельность, придумывать простые задания и умение задать вопросы таким образом, чтобы ребёнок обязательно на них ответил. В своей работе я использую карточки с разными заданиями, составленные с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

3. Использую игровые методы обучения.
Каждый ребёнок стремится выиграть в той или иной игре. Это приносит ему радость, он доволен собой, он удовлетворён своими способностями. Вот и на уроках химии применяя игровой метод, я добиваюсь того, что ребёнок стремится выиграть следующий раз у своего соперника. Он с головой кидается на изучение и повторение всего материала. Больше всего использую такие игры как: а) крестики и нолики, б) игра - вопросы учителю, в) гейм - дальше: учитель быстро задаёт вопросы и ученик отвечает, если не знает- говорит дальше. При этом засекается время - и так с несколькими детьми, г) игра- задумай химический элемент, или соединение из двух элементов(бинарное соединение).
Игра крестики и нолики использую для повторения, закрепления формул разных классов соединений. Для этого к доске вызываются два ученика, и учитель задаёт вопросы. Например- написать формулу оксида калия. Если тот, кому был задан вопрос, отвечает неправильно, то на этот же вопрос может ответить другой ученик. Если же и он не правильно отвечает, то вопрос переходит к классу. Можно игру проводить так, чтобы вопросы задавали сами играющие друг другу, или, чтобы класс задавал вопросы.
Игра- вопросы учителю хорош тем, что дети учатся правильно формулировать свой вопрос. Ведь прежде чем задать вопрос нужно найти или знать на него ответ, а потом правильно задать вопрос. Эта игра развивает речь и умение выражать свою мысль.
4. Эффективно работает метод работы в парах. Дети сидящие за одной партой работают вместе над решением проблемы. Этот метод я использую при проведении самостоятельных и контрольных работ. При таком раскладе дети не мешают друг другу, как это бывает в иных случаях.
5. Существенным моментом урока является опрос.
В классе разный уровень знаний у детей, и поэтому опрос должен быть соответствующий. Как правило, слабых учеников нет смысла вызывать к доске. Их опрос я провожу на месте, используя выше перечисленные методы. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно. Особенно те, кто стесняется излагать материал у доски перед всеми. При таком опросе развивается и качество письма, и почерк, и умение строить логически правильные предложения.
Неотъемлемой частью образовательного процесса по химии являются факультативные, кружковые занятия. В сельских условиях, где мало возможностей дополнительно заниматься химией, они необходимы для углубленного изучения химии, подготовки учеников к поступлению в СУЗы и ВУЗы, повышения уровня общих химических знаний. Продуманные во всех деталях, хорошо организованные факультативные занятия помогают развивать химическую культуру, формировать у учащихся устойчивый интерес к химии. На факультативах мы занимаемся углублением знаний и развиваем умение решать задачи разного уровня.
Весьма существенным компонентом педагогического процесса является эстетическое воспитание. Для эстетического воспитания на уроках химии
• показываю ученикам гармонию и стройность формул, красоту периодической системы;
• всегда подчёркиваю единство химической и биологической наук, их взаимосвязь и служение человечеству;
• изучаем исторические данные и биографии великих химиков.
В последнее время мы наблюдаем падение нравственных устоев нашего общества. В обществе процветает преступность, проституция, расовая дискриминация, наркомания, пьянство. В недалёком прошлом среди сельских детей ничего из перечисленных не было распространено. Сегодня же мы видим курящих и пьющих детей уже в 4-5 классах, начиная с 8 классов можно встретить и курящих девочек. Всеобщая доступность всего перечисленного, отсутствие должного родительского контроля привело к таким проблемам. Существенным моментом каждого моего урока является воспитание человечности в детях, терпимости к ближнему, взаимоуважение и уважение к взрослым. Почти на каждом уроке веду разговоры о здоровом образе жизни. На личном примере показываю все прелести здорового образа жизни, провожу мероприятия показывающие опасность употребления вредных веществ. Постоянным компонентом уроков биологии, особенно в восьмом классе, является разговоры о здоровье человеческого организма, как влияют на организм различные вредные вещества и факторы окружающей среды. На переменах играю с детьми волейбол, футбол, показываю на турниках различные элементы легкой атлетики, провожу состязания по отжиманию среди юношей. В целом, для того, чтобы стать УЧИТЕЛЕМ не достаточно знать свой предмет. Ты должен обладать самым главным – обаянием и умением донести до учеников материал так, чтобы они это правильно усвоили. А для этого ты должен постоянно совершенствоваться, совершенствовать свои знания, умения, наращивать опыт преподавания и общения с детьми. Иной раз я ловлю себя на мысли, что я в свободное время почти постоянно думаю о завтрашних уроках. Как рассказать, какой делать опрос, какие приготовить карточки, кого и как опрашивать. Поэтому мои уроки проходят интересно, насыщенно, и детям приятно на моих уроках и мне с ними приятно работать. Думаю, в будущем моё совершенствование я продолжу и я с учениками достигну высоких результатов.
Свою концепцию я хочу закончит словами великого Конфуция:
Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены