РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Приёмы активизации интереса к произведениям художественной литературы

Самигуллина Ч.Ф.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Вахитовского района г. Казани

Следует вернуться к поэзии и со всей современной техникой следует научиться смотреть на мир нежнее, с душой. (Тонино Гуэрра)

- Объём информации увеличивается

- Виртуальное общение вытесняет привычное

- Тестовые методики пришли на смену устным

Мы хотим видеть личность, умеющую:

  • аргументировать свою точку зрения
  • умеющую слушать, слышать, толерантную

Когда и где ребенок может этому научиться?

Осмысленное чтение в последнее время стало настоящей проблемой. В этом году я провела технику чтения в 5 классе. Со скоростью проблем не было. Всё примерно в пределах нормы, средняя оценка - «4». Но дети, кроме двух человек, совершенно не понимали, о чем они читают.

В седьмом классе дети с трудом формулируют свою мысль. Порою речь их напоминает Гугл переводчик. Возникла необходимость переводить с русского на русский.

Почему дети перестали читать?

  • Блогер говорит на понятном для детей языке
  • Блогер - УСПЕШНЫЙ человек
  • Связь односторонняя. У блогера нет ОТВЕТСТВЕННОСТИ за сказанные слова.
  • Диалог с блогером не предполагается.
  • Язык классиков НЕ понятен.

Современные дети бегло читают текст, проглатывают его. Они привыкли быстро определить сюжет, иногда прочитав в интернете краткое содержание. Ведь ОГЭ и ЕГЭ  по литературе сдают единицы.

Что нужно сделать учителю, чтобы текст не был закрыт? Как расставить акценты так, чтобы ребёнок с каждым уроком нравственно возрастал?

1. Сравнительный метод.

Цель: представить писателя живым человеком, а не памятником или иконой.

К сожалению, учебник нам не очень помогает.

Мы видим маленький портрет и страницу сдержанного текста.

А дети - это прежде всего эмоции.

Таблица Пушкин - Лермонтов.

На уроке по Гоголю я даю детям две биографии писателей, говоря, что это люди разные.

Часто они отвечают, что это Пушкин и Гоголь. Но оба листка характеризуют одного человека - Гоголя.

Судьба человека, а особенно творческого, состоит из противоречий. Будучи украинцем по крови, Гоголь всю жизнь писал на русском языке. Горячо любя землю, на которой родился, восхищаясь ей в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Сороченской ярмарке», он умер в Москве, в чужом доме, в полном одиночестве. А энциклопедию русской жизни - «Мёртвые души» Гоголь написал в Риме. Но от этого он не перестаёт быть гениальным писателем, а произведения его - бессмертными.

2. Ментальное погружение

Гоголь «Шинель»
Мой случай из жизни – «Шапка»

Что касается прозы. На открытом уроке мы знакомились с произведением «Тарас Бульба». 

Но с «Шинелью» у меня связана личная история.

Холодным осенним вечером я возвращалась со встречи с одноклассниками, проходя по пустынной улице, и пережила нападение подростка, который сорвал с меня меховую шапку. Через 20 лет я написала об этом стихотворение:

Мы не виделись сколько?
Зим, наверное, двести?
От индийского чая
И второго альбома
И восторга от встречи
Позабыли, что есть и
Двери детского дома.
Окна детского дома.

Я по первому льду
Шла средь медленных улиц.
От родного подъезда
Шагах в сорока
Вдруг чужая рука
Шапки робко коснулась.
Пара двинулась в танце
Вдоль ночного катка.

Не велик мономах -
Чернобурка-папаха.
И детей я люблю
Рыжих, чёрных, своих...
Я держалась за страх.
Мальчик злился от страха.
Но не делится шапка,
Увы, на двоих.

Сколько будет ходить он
От цыганок к южанам?
Да и чёрт с ним, с убором,
Не отвалится нимб.
Тридцать долгих секунд
Он держал. Я держала.
Он на тонких коленях.
И я перед ним.

Чулпан Ислаева, 2017
Свидетельство о публикации №117122706395 

После прочтения мы вместе пытаемся ответить на вопрос: Можно ли простить мальчика из детского дома, сорвавшего шапку с головы женщины?

Однажды для меня стало открытием, что в 5-м классе при заучивании стихов мальчики переставляют слова. Впервые это случилось с отрывком «У лукоморья». Ученик с достаточно подвижной психикой и большими надеждами стать гением математики, не меньше, когда я сделала замечание, удивился: «Ну и что, ничего не изменилось же!» «Смысл - да», - ответила я, - но ритм, музыка! Вот в математике, которую ты так любишь, всё чётко и ясно, порядок надо соблюдать. Но и в литературе - тоже.» И я прохлопала ему ритм. Сказала, что это называется размер, как в музыке. «И появится у нас новый поэт, - продолжила я, - новый Карим. Почти что Тинчурин.» Тут он покраснел, смутился и заулыбался. Хотя прежде очень агрессивно реагировал на замечания.

С Некрасовым повторилось тоже самое, но у Карима появились конкуренты. И класс по-доброму отозвался, мы вместе заулыбались и порадовались, что у нас растут новые поэты.

В свою очередь, я являюсь не только литератором-теоретиком, но и практиком.

Печаталась в журнале «Идель» (Казань) в сентябре 2013-го c подборкой стихов и октябре 2016-го с рассказом «Барыня».

Дважды лауреат Регионального Фестиваля авторской песни и поэзии «Песни моей души» в номинациях «ПОЭТ» и «АВТОР» (2017, 2018 гг.)

В наш век важнее хорошо уметь СЧИТАТЬ,
Но захотелось мне в декабрьские морозы,
Чтоб каждый вспомнил, что умеет он ЧИТАТЬ,
Пусть не свои стихотворения и прозу,

Чтобы однажды каждый книжный магазин
С утра не книгами был странно переполнен,
А чудаками, кто их с радостью купил
И прочитал с припоминаемой любовью. 

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.