РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Превращения и круговорот воды

Цели урока:
1. Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе;
2. Увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);
3. Проводить природоохранное воспитание.

Оборудование:
1. Схема «Круговорот воды в природе»;
2. Для опыта: спиртовка; стакан (колба) с водой; треножник с сеткой; блюдце со льдом.
3. Компьютер, мультимедийная презентация, тест;
4. Индивидуальные раздаточные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания
Краткий опрос по вопросам раздела «Проверь себя»
- Какова роль воды в жизни организмов?
- Какие свойства воды вы знаете?
- Как можно очистить загрязненную воду?
- Расскажите о составе воды.
Пока учитель работает с классом, трое учеников получают индивидуальные задания.
Задание 1 (карточка)
- Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:
Вода ... при нагревании и ... при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший ... . Воду можно очистить с помощью....
(Ответ: Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра.)
Задание 2 (карточка)
Вода — растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведите примеры. Ответ напишите.
{Ответ: Образуются пещеры. Вода разрушает горные породы, горы, которые сложены горными породами, изменяет поверхность земли. В морях, океанах, некоторых озерах вода соленая на вкус. Благодаря растворяющим свойствам воды образуются минеральные источники.)
Задание 3 (компьютерный тест)
- Какие свойства имеют воздух и вода?
Выберите свойства воздуха и воды и запишите ответы соответствующими цифрами:

Свойства Ответы
1. без цвета;
2. не имеет запаха;
3. расширяется при нагревании;
4. сжимается при охлаждении;
5. растворитель;
6. плохо проводит тепло;
7. прозрачность; 8.текучесть. Воздух

Вода 1,2,3,4,6,7

1,2,3,4,7,8



III. Сообщение темы и целей урока
- Назовите свойства воды.
- Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды. Тема урока «Превращения и круговорот воды в природе».
Далее урок сопровождается кадрами м\м презентации.

IV. Три состояния воды - беседа
- Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
- Как вы эти понимаете? (Туман, лед, ручей — это все вода. Вода в природе существует в трех состояниях - жидком, твердом, газообразном.)
- От чего зависит различное состояние воды? (От температуры.)
- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (Это лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.)
Один заранее подготовленный ученик делает сообщение об айс-бергах (см. приложение к уроку).
- При какой температуре вода из жидкого состояния перехо¬дит в твердое? (При температуре 0° и ниже).
- Вы уже знаете, что вода при охлаждении сжимается. Каза¬лось бы, превращаясь в лед, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превра¬щаясь в лед, вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вола в них замерзает и, рас¬ширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Пар.)
- Ты потер мокрой тряпкой классную доску. Через несколь¬ко минут доска уже стала сухой. Вода с нее испарилась, то есть превратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар - это вода в газообразном состоянии.
Работа по учебнику.
На экране - схема:
Лед --- Вода --- Пар
- А что такое туман ?
Заранее подготовленный ученик рассказывает о тумане (см. приложение к уроку).

V. Круговорот воды в природе — практическая работа
Давайте проведем следующий опыт:
Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.
- Как же объяснить то, что мы наблюдаем ?
Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар под-нимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды.
Круговорот воды происходит и в природе (вывешивается схема «Круговорот воды в природе»).
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испа¬ряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары подни¬маются и воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из поч¬вы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.
Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда — они образуют знакомые всем облака. Воздуш-ные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопив-шаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.
Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговорот воды в природе.

VI. Итог урока
- О каких свойствах воды вы узнали? (выводы появляются на экране после ответов детей)
Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде дождя и снега возвра-щается на землю.

VII. Домашнее задание:
- Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник); выполнить задание 1 (учебник, стр. 56); выполнить задание 27 в рабочей тетради (стр. 14).
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены