РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методика исследовательского обучения

Методика исследовательского обучения младших школьников.

Основные направления работы с детьми.
1. Развитие умений видеть проблемы.
Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему требуются действия, а в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемой.
Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Задания по развитию умений видеть проблему могут быть такими: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета» ....
2. Развитие умений выдвигать гипотезы.
Гипотеза выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Детям предлагаются такое задание: «Давайте вместе подумаем». Используются следующие слова: может быть, допустим, что если, возможно, предположим.
3.Развитие умений задавать вопросы.
Вопросы можно поделить на 2 группы. Уточняющие: верно ли, что, надо ли создавать, должен ли.... Восполняющие: «где?», «когда?», «кто?», «Что?», «почему?», «какие?»
Задания могут быть такими: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?». «Вопросы и ответы», «Найди загаданное слово», «Найдите причину события с помощью вопросов».
4.Развитие умений давать определения понятиям.
Понятие - одно из форм логического мышления.
Чтобы определять понятия нужно использовать описание, характеристику, разъяснение посредством примеров, сравнение, различение, ограничение и обобщение.
Какими понятиями должны овладевать дети в процессе собственной исследовательской практики.
Важно овладеть такими понятиями: «явление», «причина», «следствие», «сходство», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «общность», «совместимость», «возможность», «невозможность» и др.
5. Развитие умений классифицировать.
Правила классификации
• Члены деления должны быть непересекающимися
• Деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию.
Деление должно быть соразмерным.
Задания могут быть следующими: «Четвёртый лишний», «Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое», «Продолжи ряд».Можно предложить следующие варианты классификации одних и тех же предметов: категориальное объединение, функциональное объединение, пространственное и аналитическое.
6. Развитие умений и навыков работы с парадоксами.
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, установленными мнениями, или эмпирическими наблюдениями. Это отрицание того, что представляется» безусловно правильным».
Проведём простой эксперимент: запасаемся водой в небольшом тазике и металлическими предметами. Если мы будем опускать эти предметы в воду, они, естественно, будут тонуть. Затем спросим детей: а из чего делают корабль? И почему металлические корабли не тонут?
7. Развитие умений наблюдать.
Задания могут быть такими «Нарисовать изученную вещь по памяти», «Парные картинки, содержащие различия», «Найдите ошибку художника» и тд.
8. Развитие умений и навыков экспериментирования.
Эксперименты предполагают проведение, каких либо практических действий с целью проверки и сравнения. (Но эксперименты бывают и мысленные)
Можно провести такие эксперименты: «Определяем плавучесть предметов», «Как вода исчезает», «Измерение объёма капли», «Эксперименты с металлом и магнитом», «Эксперименты по смешиванию красок» …
В итоге размышлений , наблюдений и экспериментов обычно возникают множество идей. Как оценить идею или гипотезу? Самый лучший способ – это проверить её в ходе исследования. Идей можно фиксировать в таблице, а потом оценивать. (сложно, долго, дорого, опасно…)
9. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Задание «Проверить правильность утверждений» - эффективное средство развития способности.
Умозаключением называется форма мышления, посредством который на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.
Задания могут быть такими: «Скажите на что похожи», «Как люди смотрят на мир», «Назовите как можно больше предметов по разным признакам»…
10. Развитие умения создавать метафоры.
Задания могут быть такими: «Объясните значение выражения», «Что означает это выражение», «Как понимаете смысл пословицы» и тд.
11. Развитие умений создавать тексты.
Учить писать отчёты о своих исследованиях. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.
 Особый вид умений – умение работать с информацией.
 Умение выделять главную мысль
 Использование простых графических схем
 Восстановление текста
12. Развитие дивергентного и конвергентного мышления.
Дивергентная задача- это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением, творчеством.
Конвергентное мышление активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ.
Задания могут быть такими: «Рассказ на заданную тему», «Подберите слова», «Расскажите другими словами», «Конструирование сказок».
Используются такие приёмы: аналогия, склеивание, преувеличение, приуменьшение, акцентирование.
Хорошим упражнением может стать и задание написания и чтения пиктографических писем всей группы.
Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила.
 Всегда подходить к проведению этой работы творчески.
 Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
 Не сдерживать инициативу детей.
 Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
 Не спешить с вынесением оценочных суждений.
 Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
 Ориентировать детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.
 Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
 Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
Основные этапы исследовательской работы.
1. Актуализация проблемы.
2. Определение сферы исследования.
3.Выбор темы.
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
9. Подготовка отчёта.
10. Отчёт
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены