РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья на тему: «Использование новых образовательных технологий на уроках географии».

Статья на тему: «Использование новых образовательных технологий на уроках географии».
Учитель ГБОУ СОШ №402 Москвитина Н.А.

В своей статье я расскажу о технологиях, применяемых на уроках географии, таких как: развитие критического мышления через чтение, письмо и получение новой информации; составление кластера; кейс-технологии и технологии «дебаты». Развитие критического мышления через получение новой информации можно привести на примере изучения компонентов природы Австралии. Эта технология предполагает активное действие учеников на протяжении всего урока. Каждому ученику раздается лист А4, который разделен на 4 колонки:
1. – я это знаю
2. – новая информация
3. – думал иначе
4. – не понятно
Ученики заполняют первую колонку, что они знают о компонентах природы Австралии на протяжении 5 минут. Затем несколько учеников отвечают.
Включается компьютер с электронным уроком и ученики получают информацию по теме. Опять же происходит активная работа учеников, так как они систематизируют и отбирают нужный материал во вторую колонку. Так же они заполняют 3 и 4 колонку. Ученики отвечают по заполненным колонкам. Далее дети садятся по 5 человек в группы и оформляют полученный материал в кластере. Кластер - это творческий систематизатор, раскрывающий взаимосвязи между изучаемыми явлениями и объектами.
Кластер также удобно применять на уроках в 9 классе при изучении географического положения районов и хозяйства.
В 10 классе применяется кейс-технология. Кейс-методом или методом анализа ситуаций называют методику, основанную на реальной жизненной ситуации, описание которой отражает какую-либо практическую проблему. Кейс-метод применяется при изучении спорных территориальных вопросов, этнических споров, экологических проблем и т.д. Данный метод ориентирует на решение практических задач, улучшает владение теорией, развивает коммуникативные навыки, развивает аналитическое мышление.
Новая образовательная технология «дебаты» направлена на достижение следующих результатов:
1. Умение пользоваться различными способами синтезирования и интегрирования информации.
2. Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу.
3. Умение аргументировать точку зрения и представлять ее.
4. Учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению.
5. Способность участвовать в совместном принятии решения.
Технология «дебаты» развивает критическое мышление, ученики проводят исследовательскую работу, оценивают ситуации, точки зрения, учатся работать в команде, учатся брать на себя лидерство, учатся писать эффективные речи, учатся быть критическим слушателем, работают с непопулярными мнениями. Суть «дебатов» – убедить третью сторону в том, что аргументы вашей команды оказались более убедительными. «Дебаты» представляют собой формализованный спор по определенным правилам, в котором две стороны обсуждают некий спорный тезис. Особенностью «дебатов» как формализованного спора является то, что в них не ставится задача достичь истины. В основе «дебатов» лежит этика защиты двух точек зрения – это означает, что каждая из сторон, принимающая участие в «дебатах» должна быть готова выступить как за утверждение темы, так и в ее отрицание. Побеждает в споре та сторона, которая более аргументировано, доказательно защитит позицию, которая ей досталась. Таким образом, можно сказать, что настоящей целью «дебатов» является наиболее полная, всесторонняя проработка какой бы то ни было темы, выработка критического мышления и умение отстаивать свою точку зрения.
«Дебаты» строятся на признание того, что в любом утверждении есть как минимум две стороны «за» и «против», и каждое мнение имеет право на жизнь. Такой подход учит толерантно относиться к чужому взгляду на проблему, даже если он не совпадает с твоим собственным. Поскольку участники спора убеждают не друг друга, а третью сторону, и к тому же защищают точку зрения, выпавшую их команде по жребию, это позволяет им сохранять уважительное отношение к оппонентам.
«Дебаты» - командная игра, в зависимости от разновидности команда может состоять из двух или трех человек, поэтому дебаты учат также командному взаимодействию, умению слушать и слышать того, кто рядом. Работая на коллективный успех, ученики совершенствуют навыки общения.
В процессе подготовки ученики получают навыки работы с различными источниками, учатся информационному поиску, отбору и структурированию информации. В процессе работы расширяется кругозор учеников.
«Дебаты» улучшают социальную адаптацию учеников. Игровая ситуация в виде спора позволяет в определенном смысле «отрепетировать» свое поведение во время стрессовых ситуаций, предлагаемых жизнью.
Создание игровой ситуации позволяет формировать и развивать все основные компетентности – информационную, коммуникативную, решение проблем.
В основу технологии «дебаты» положены такие принципы:
- общественно – полезной, целевой направленности педагогического процесса. Главное требование данного принципа – воспитание гражданина.
- интеграционные связи педагогического процесса с жизнью.
- гуманистической направленности педагогического процесса. Принцип, который помогает осуществлению целей общества и личности, основанный на полном признании гражданских прав ученика и уважение к нему.
- ориентированности на положительные моменты в человеке. Принцип помогает обнаруживать в каждом ученике положительные качества.
«Дебаты» решают такие задачи:
- учебные, так как они оказывают содействие расширению кругозора, закреплению, актуализации накопленных прежде знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
- развивающие, так как они оказывают содействие развитию интеллектуальных, лингвистических творческих способностей. «Дебаты» развивают логику, критическое мышление, разрешают сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, разных их аспектов;
- основополагающие, так как оказывают содействие формированию морально-мировоззренческой позиции.
Классические «дебаты» я применила на уроке в 8 классе, изучая тему: «плюсы и минусы большой территории России». Презентация к этому уроку размещена на сайте «Учительский портал». Кроме классических «дебатов», есть «дебаты» – «водоворот», «экспресс»-«дебаты», «дебаты»-«либеральный клуб».
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены