РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание экологической культуры в рамках предмета "Технология"


Как известно, «Технология» определяется как наука о преобразовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Цель же учебного предмета является не только и не столько передача определенных знаний и умений, а приоритетным направлением является развитие учащихся. Процесс обучения строится с использованием дизайн-подхода, в основе которого лежит проектный метод.
Конечно, мы и ранее неизбежно применяли и использовали межпредметные связи на уроках технологии. В свое время я даже представляла на защиту вариативную программу с элементами интегрирования. Отрадно, что метод проектов позволяет сохранить и обогатить эти связи и по новому взглянуть на интеграцию содержания образования. Такие сквозные линии как технология-литература, технология-история материальной культуры, технология-черчение, изо, технология- МХК, технология- музыка, технология- математика остались и сохраняют свое значение. Вместе с тем более значимыми в силу своей актуальности стали такие линии как технология-биология, технология- ОБЖ.

Технология

Содержание курса позволяет способствовать воспитанию у школьников экологической культуры. Понятие «экологической культуры» ввел академик Д.С. Лихачев, одним из первых обративший внимание общества на важность сохранения и поддержания культурной традиции для выживания человечества. В том, что кризис (экологический, демографический) в обществе есть и необходимость преодоления его очевидна, никто не сомневается. Современные философы, социологи, экологи, культурологи считают, что мы живем в эпоху смены цивилизации. Индустриальная цивилизация сменяется новой- которая получила названия -постиндустриальная, информационная, экологическая, ноосфера… Но как не назови – очевидно то, что для этого необходим пересмотр ценностей и приоритетов в целом (экологическая революция должна произойти в сознании человека) для перехода к новому этапу бытия, природы и человека на основах экологического мировосприятия.
Возможность поспособствовать формированию такого мировоззрения у нас с вами есть, т.к. содержание курса (технологии) представляет достаточно много материала.


Основные разделы программы, позволяющие использовать межпредметные связи

Раздел Тема занятия Содержание. Дополнительный материал.

Технология обработки ткани Материаловедение.

--------------------------------------Лоскут .Безотходное (повторное ) использование материала. Натуральные и химические текстильные волокна. Их свойства, влияние на самочувствие человека.
Смесовые ткани.
--------------------------------------История рукоделия. Технология изготовления изделий в лоскутной технике.
Дизайн одежды Учёт традиций и климата Виды одежды, значение одежды. Гигиенические требования к одежде.


Технология декоративно-прикладного искусства Вышивка, её виды
Вязание Цвет, сочетание цветов
Традиции. Орнамент. орнамента. Рукоделие – способ гармонизации пространства жилища.

Технология ведения домашнего хозяйства Чистота помещения. Сухая и влажная уборка Моющие и чистящие средства. Механизм их воздействия, возможные последствия
Освещение Санитарные нормы освещённости помещения. Гигиена зрения
Цвет и самочувствие

Фитодизайн Комнатные растения в интерьере, их роль и значение.

Уход за одеждой
Электробытовые приборы Безопасное пользование


Гигиена и здоровье Уход за собой. Гигиена тела и лица Гигиена подростка. Профилактика воспалительных процессов кожи. Правильный уход.

Технология обработки пищевых продуктов Техника безопасности при работе с бытовыми приборами Электромагнитное излучение. Стандарты электромагнитного излучения
Здоровый образ жизни. Культура питания.
Гигиена и здоровье.
Лекарства на тарелке Вода, её значение. Напитки.
Чистота воды. Виды очистки.
Пищевые вещества, их роль и значение. Витамины.
Минеральные вещества. Пищевые добавки, их классификация .Польза и вред.
Генномодифицированные продукты.
Нитраты и нитриты.
Информационные технологии Рекомендации по работе с компьютером Излучение компьютера
Профессиональное самоопределение Профессии, их виды. Требования к человеку. Соответствие психофизиологических особенностей человека требованиям профессии.

При формировании тем проектных работ я обязательно использую темы и вопросы, содержащиеся в данной таблице и, конечно, при выборе темы для научно – исследовательской работы учащихся. Дизайн-подход позволяет учащимся освоить широкий спектр мыслительных операций, необходимых для творческой и эффективной работы. Подтверждением этого служит то ,что к 9 классу большинство достаточно четко представляют себе исследовательскую деятельность в рамках проекта ,и поэтому становится возможным работа в НОУ. Эта работа индивидуальна—и результаты достаточно стабильны. Во всяком случае в течение 3 лет призовые места в районе и городе . Можно и нужно использовать проектную деятельность для того, чтобы ознакомить учащихся с идеей устойчивого развития –Российская доктрина устойчивого развития ( по Вернадскому). Устойчивое развитие- удовлетворяет потребностям настоящего, но не угрожает будущему. Как известно, критериями оценки устойчивого продукта являются требования экономики, экологии, нравственности. Проект должен быть нацелен на изготовление изделия, необходимого сейчас, но изготовление и потребление его не представляет угрозы для будущего.


Я надеюсь, вы согласитесь с тем, что деятельность учителя и ученика в процессе проектирования совершенно очевидно подтверждает неизбежность интегрирования. Учебные предметы теряют свою изолированность, их содержание приобретает особый смысл .При этом происходит связывание в единое целое : деятельность на уроке, вне урока, вне школы. Я , например, использую уроки ОБЖ, родительские собрания, классные часы со следующей тематикой «Телевизор и мы», «Компьютер и мы», «Пищевые добавки» и подобное..
Ситуация работы над проектами дает дополнительный шанс придумывать, исследовать ,разрабатывать новые решения проблем. Процесс решения задачи предполагает и затрагивает всю структуру человека по всем уровням: физическому, логическому и духовному.
Имея в своем распоряжении задачу, находя информацию и приложив усилия, ребенок находит решение задачи или выявленной проблемы. Позитивным и очень важным моментом является то, что ребенок ощущает при этом - это его духовный заработок, который придает ему силы, уверенности и желания решать новые интересные задачки. Кроме того, у него в арсенале остаются навыки решения подобных задач, умения, знания . Все это становится основой для его творчества .
Хорошо то, что метод проектов предоставляет возможности для творческой работы детей. Позвольте напомнить схему, иллюстрирующую работу с информацией по уровням
Репродуктивный------------уровень понимания ---------------- творческий
1.работа с информацией на репродуктивном уровне : то не только малоэффективно, но даже вредно для здоровья.
2Работа с информацией на уровне понимания значительно сложнее, но и эффективнее. Для ее организации необходимы 3 уже упомянутых фактора: задача, информация, энергия .В процессе подбора информации к задаче и установления их полного соответствия, ученик находит решение, данная ситуация становится частью знания. Таким образом, происходит процесс осознания, то есть процесс от получения информации до ее понимания
.Эти варианты относятся к работе ума: когда к вопросу (задаче) подбираются ответы, т. е. кем-то когда-то уже найденные решения.
А если взять ситуацию, когда вопрос есть, а готового ответа нет? В этом случае ответ (информационное решение) приходится создавать. Это и есть творчество, а оно является характеристикой разума. Понятно, что человек, работающий на уровне понимания, а тем более способный решать задачи творчески и находить новые нестандартные ответы в новой нестандартной ситуации, обладает большим потенциалом выживания. А это ли не задача учителя ,тем более учителя технологии?
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены