РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль эмоционального настроя в мотивации обучения, усвоении и восприятии новых знаний учащимися на уроках.

Роль эмоционального настроя в мотивации обучения, усвоении и восприятии новых знаний учащимися на уроках .
 
Муренко Любовь Григорьевна
учитель русского языка и литературы
Средняя школы №3 г Жезказгана
Республика Казахстан


Как известно, ребенок познает мир через эмоциональную память. Эмоции играют огромную роль в формировании личности. Учитель, как правило, играет роль источника эмоциональных сигналов, к сожалению, как положительных, так и отрицательных. В своей работе я попытаюсь доказать, что положительные эмоции – это созидательный двигатель, стимулирующий познавательную активность учащихся, помогает крепко усваивать новые знания.

Эмоции расцвечивают жизнь человека, определяют степень активности мышления. От них во многом зависит отношение учащихся к учителю, событиям, оценка действий и поступков. От эмоционального состояния учащегося зависит производительность его учебной деятельности. От пессимистически или агрессивно настроенных школьников трудно ожидать ярких, свежих, оригинальных мыслей и решений, позитивного настроя на мотивированное изучение той или иной темы.
Неспособность или нежелание учителя понять эмоциональное состояние своих учеников приводит к психологической несовместимости педагога и школьника. Это нередко является главной причиной нежелания учиться . Неумение понять и направить в нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в их обучении и воспитании. Чуткое отношение к настроению учащихся – свидетельство высокой культуры и профессионализма учителя.

Эмоциональным сигналом учителя может служить просто улыбка учителя, «добрый» вопрос , взгляд и т.д. (положительный), окрик, слишком строгое замечание, угрозы и др. (отрицательный) .Любой урок начинается с эмоционального сигнала, ведь дети, входя в учебный кабинет невольно вглядываются в лицо учителя. А какое у нее настроение? Чего сегодня ожидать? А будет ли на уроке интересно? И если первичный эмоциональный сигнал покажется детям отрицательным, то урок может или не состояться вообще, или учитель не добьется основной цели урока.

Все эти действия тормозят развитие личности или ведут к развитию негативных качеств личности. А значит, ребенок не позволит себя учить, т.к. он или не доверяет учителю, или просто боится его. Ни о каком уважении к учителю со стороны ученика, и о сотрудничестве не может быть и речи. Ведь давно известно, что любовь к предмету в подростковом возрасте зачастую определяется любовью и уважением к учителю. Учитель в свою очередь не имеет никакого морального права нести в класс свое настроение, личные проблемы, нездоровье. Все это должно остаться за пределами учебного кабинета и школьного звонка.

А теперь рассмотрим обратный случай, когда так или иначе учитель проявляет на уроках по отношения к учащимся положительный эмоциональный сигнал.

Действия, сформированные в результате положительных эмоций, ведут к развитию позитивных качеств личности, интеллектуальному, нравственному и социальному росту учащихся. Конечно, учителю очень трудно всегда держать себя на высоте, но это наш профессиональный долг. Каждый из нас должен стремиться к профессиональному совершенству. И никогда не отступать от правильной линии поведения на уроке – это высший педагогический пилотаж.

Знание человеческих эмоций и форм их проявления необходимо педагогу, ученому и воспитателю (в одном лице – это и есть учитель современной школы). Особенно большое действие на эмоциональную сферу наших детей оказывают именно учителя, так как третью часть всего времени в самые важные годы в жизни каждого человека ребенок проводит в школе, где в той или иной степени находится в зависимости от нас, педагогов. Каждый из нас желает, чтобы наши воспитанники выросли самодостаточными, целеустремленными, умеющими быть счастливыми. Этому способствуют тактичность, вежливость, дружелюбие, которые не исключают требовательность и ненавязчивый контроль со стороны учителя.

Используемая литература:

  1. А.С Никифоров . Эмоции в нашей жизни. Москва 1974
  2. Паничкина С.В. «Безопасность через образование: работа школьного психолога по сопровождению учебно-воспитательного процесса» Школьная психологическая служба Издание «1 сентября»
  3. Рубинштейн С.Л. «Классика психологии» гл. «Эмоции» Развитие эмоций у детей.
  4. Дэниел Гоулмэн Эмоциональный интеллект
Всего комментариев: 1
avatar
1 • 20:22, 27.10.2013

Хорошая статья, просто отличная
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены