РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Третий час физической культуры: физиологические и гигиенические аспекты

ТРЕТИЙ ЧАС ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Белкин Андрей Евгеньевич,
учитель физической культуры
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
муниципального образования «Город Саратов»,
Почетный работник общего образования РФ

В статье 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» сказано, что физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшим развитием, целью физического воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования.
Всестороннее развитие личности включает в себя овладение школьниками основами физической культуры. Слагаемыми основ являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Согласно Закона Саратовской областной Думы от 25.09.2008 г. № 252-ЗСО «Об областной целевой программе «Развитие образования» на 2009-2011 годы», данные ежегодных профилактических осмотров обучающихся в Саратовской области свидетельствуют, что из 232,2 тысячи обучающихся 66 процентов имеют хронические заболевания. Количество обучающихся, относимых к первой группе здоровья (т.е. практически здоровых), остается на прежнем низком уровне – 19 процентов. За последние пять лет заболеваемость юношей-подростков увеличилась на 9 процентов. Годными к военной службе в 2007 году признано всего 72,5 процента юношей призывного возраста.
Урок является основной формой физического воспитания. В 2009-2010 учебном году в школах Саратовской области введен третий час по физической культуре. Введен он в соответствии с приказом министерства образования Российской Федерации «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19 и с пунктом 2.5 перечня поручений, данных Губернатором Саратовской области на выездном заседании областного оперативного штаба по стабилизации социально-экономического положения в связи с экономическим кризисом от 14.04.2009 г. № 3-130 «О введении дополнительного часа занятий физической культурой в школах области за счет школьного компонента».
Введен третий час в основном для решения только одной задачи – для укрепления здоровья саратовских школьников. Однако чтобы была польза от третьего часа, надо четко выполнять физиологические и гигиенические требования к учебному процессу по физической культуре. На практике же в школах при составлении расписания уроков даже не задумываются над этими аспектами. При наличии двух уроков в неделю их могут сдвоить, уроки поставить ежедневно без интервала и т.д.
Для того чтобы дети во время занятий физической культурой развивались и укрепляли здоровье, учебный процесс по физической культуре в школе в течение недели должен стоять на «трех китах», т.е. на трех основных правилах.
Первое правило: в неделю должно быть не менее двух уроков по физической культуре (три урока оптимально).
Это правило обусловлено тем, что после единственного занятия в неделю тренировочные эффекты исчезают, и процесс их накапливания начинается сначала. Следовательно, развития двигательных качеств не происходит. Кроме этого, при одноразовых сдвоенных уроках повышена опасность физического перенапряжения и травм, связанных с ним, так как адаптации к нагрузкам не возникает.
Если занятия происходят два раза в неделю, уровень тренированности повышается в меньшей степени, чем при трехразовых занятиях. Вариант «три раза в неделю по 40 минут каждый» дает больший тренирующий эффект, чем другие варианты.
Второе правило: между отдельными занятиями должны быть примерно одинаковые по времени интервалы.
При двухразовых занятиях в неделю интервал между ними не должен превышать 96 часов (четырех суток). Если интервал будет больше 96 часов, то тренировочный эффект от предыдущего занятия к последующему будет слабеть.
При трехразовых уроках в неделю занятия должны проводиться с интервалом более 48 часов. Гигиеническое значение этих интервалов тренировочного цикла состоит в выработке определенного биоритма физиологических функций организма, в чередовании процессов утомления и восстановления.
Третье правило: занятия должны проходить примерно в одно и то же время дня.
Данное правило обусловлено целесообразностью выработки определенного биоритма физиологических функций организма. При выполнении физической нагрузки регулярно в определенное время дня вырабатывается условный рефлекс «на определенное время», т.е. организм готовится к нагрузке.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что три урока физической культуры в неделю принесут пользу детям, при условии соблюдения трех основных правил гигиенических и физиологических требований.

Всего комментариев: 2
avatar
1 Шведов_ВВ • 14:53, 07.03.2011

Все это верно... Но не нужно забывать, что очень важную роль в приобщении детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой играет их ОСОЗНАННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ. И это обстоятельство нужно учитывать.
В идеале было бы продуманное соединение школьных уроков физической культуры, занятия в спортивной школе или секциях с домашней семейной физической культурой под руководством родителей. И нужно стремиться, чтобы в этой системе, СЕМЬЯ БЫЛА ВЕДУЩИМ ЗВЕНОМ, объединяющим все возможности, имеющиеся в школе, вне школы и дома.
avatar
2 Владимирович • 20:28, 05.04.2011

У нас уже второй год не 3, а 4 час введён. Дети уже, даже маленькие, не хотят ходить на физкультуру. Она им уже надоела... happy
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены