РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательноя активности младших школьников через использование игровых компьютерных программ

«Развитие познавательной активности младших школьников
через использование игровых компьютерных программ»

Автор:

Сегиневич Татьяна Сергеевна
педагог дополнительного образования
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр юных техников»
(Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре)

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они смогли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Школа является основным звеном, где должны воспитываться люди с творческим мышлением. Но традиционный учебный процесс выстроен так, что реализовать эту особенность детской природы очень сложно. Дополнительное образование выступает как более свободная, не накладывающая ограничений область учебной деятельности.
Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса, строящегося в парадигме развивающего образования, обеспечивая инновационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функцию. Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными возможностями по развитию творческих способностей обучающихся, их познавательного интереса в различных образовательных областях. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования является одной из самых актуальных, поскольку активность – это необходимое условие формирования умственных качеств личности.
Проблема развития познавательной активности рассматривалась в трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский [5], К. Д. Ушинский [8], Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Среди отечественных исследователей можно выделить Маркову А.К., Лазовую В.И., Щукина Г.И. и многих других.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно–ориентированного обучения (В.В. Давыдов [1,2], В.П. Зинченко [3], Н.Ф. Талызина [6,7], В.Д. Шадриков [9], И.С. Якиманская [12] и др.). Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности нашла отражение в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным, Л.Г. Петерсон, Д.Б. Элькониным [11] и др.
Изучение педагогической, философской и психологической литературы указывает на наличие многочисленных определений понятия «познавательная активность». В качестве основного определения нами будет использовано разъяснение термина Т.И. Шамовой «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [10, с. 65].
Таким образом, познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению и расширению этих знаний.
Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников. Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на начальном уровне внесли С.А. Бешенков, В.И. Варченко, А.В. Горячев, Н.В. Матвеева, Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, А.В. Хуторской и др. Однако, несмотря на накопленный опыт, вопросы, связанные с влиянием информатики на учебный процесс в целом, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики, остаются недостаточно исследованными. Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения.
Таким образом, актуальность развития познавательной активности определяется противоречием между:
• насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможностей совершенствования данного процесса;
• потребностями современного учебного процесса, ориентированными в значительной степени на всестороннее развитие личности, формирование системного мировоззрения и познавательных компетенций, и устоявшимся содержанием, методами, формами и средствами обучения в начальной школе;
• высокими темпами развития информационных технологий и недостаточным темпом обновления содержания курса информатики;
• усложнением курса информатики в среднем и старшем звеньях и недостаточной пропедевтической подготовкой по информатике в младшем звене.
В 2007-2008 учебном году воспитанниками объединения «Компьютерный Ас» (руководитель Сегиневич Татьяна Сергеевна) стали 12 учеников 1 класса. Поскольку ранее я не имела опыта работы с данной возрастной группой, возникли следующие вопросы: чему учить и как учить?
Подавляющее большинство государственных программ по информатике для младших школьников предполагают безмашинный вариант проведения занятий, при котором учащиеся рассматривают лишь теоретические основы информационной деятельности человека. Компьютер же чаще используется как средство предъявления учебной информации, тем самым, не обладая новизной в дидактическом плане.
Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа мультимедиа объектов динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать их с разных сторон и т.п. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Применение информационных компьютерных технологий в практической деятельности школьников позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Я убеждена, что для продолжения образования и освоения базового курса информатики целесообразно уже на начальном этапе обучения формировать у младших школьников не только знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, но и формировать элементы компьютерной грамотности.
Компьютерная грамотность – это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере. Воспитанники должны уметь:
• работать с манипулятором «мышь» (производить одинарный и двойной щелчок левой кнопкой мыши, щелчок правой кнопкой мыши);
• работать с клавиатурой (знать назначение клавиш и раскладки клавиатуры, алфавитно-цифровые клавиши, функциональные клавиши, использовать их для ввода информации в компьютер);
• работать с объектами операционной системы (локальными дисками, папками, файлами, ярлыками);
• создавать изображения с помощью инструментов простейших графических редакторов;
Что касается теоретической подготовки, то воспитанники должны:
• знать и четко следовать правилам безопасного поведения и гигиены при работе с компьютерной техникой;
• знать роль и возможности компьютера в различных отраслях человеческой деятельности;
• знать основные компоненты компьютера и их функции;
• знать понятие алгоритма, исполнителя; иметь представление о способах записи алгоритмов;
• иметь представление об информации; знать виды информации, информационных процессов; уметь кодировать и декодировать информацию;
• знать понятие «множество», уметь группировать предметы по существенному признаку, исключать предмет из списка; уметь классифицировать предметы, выделять общий признак, находить недостающие предметы путем зрительного и мыслительного анализа;
• знать понятия «логика», «высказывание»; уметь приводить примеры истинных и ложных высказываний; знать основные приемы решения упражнений на логическое мышление.
В связи с вышесказанным был разработан специализированный курс для младших школьников «Компьютерная азбука» сроком реализации 4 года (объем каждого курса – 36 часов: 1 занятие в неделю по 1 часу), включающий изучение фундаментальных теоретических понятий информатики как науки (информация, алгоритм, исполнитель, компьютер), а также практические занятия с простейшим программным обеспечением (графическими редакторами, раскрасками, мультипликационными и конструкторскими средами и т.п.). Занятия по информатике для младших школьников содержат кроме традиционных элементов урока для данной возрастной группы, работу на персональном компьютере с обязательным использованием клавиатуры и манипулятора «мышь», а также огромного количества различных игровых компьютерных программ.
Принципы, положенные в основу курса – принцип развивающего обучения, культуросообразности, индивидуализация и дифференциация, наглядность, доступность подачи информации, принцип последовательности. Введение игрового элемента в процесс обучения – обязательный атрибуты каждого занятия. Стимулируется самостоятельность и активность каждого воспитанника, им предлагаются задания, направленные на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Вопрос же «Как учить?» (какие использовать технологии, методы, формы, приемы обучения) стал основным и самым сложным в организации учебной деятельности младших школьников. В связи с этим возникла проблема: поиск эффективных методов, способствующих развитию познавательной активности младшего школьника в процессе овладения навыками компьютерной грамотности.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь педагогу должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности. Педагогами и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Одним из ведущих методов является использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Компьютерные игровые программы имеют преимущество перед другими формами игр. К психологическим особенностям учащихся младших классов относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса в школе. Занятия в дополнительном образовании имеют более свободную форму, а в сочетании с занятиями на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат для ребенка. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадает с игровыми потребностями ребенка и очень болезненно воспринимается им. Учитывая, что основным видом деятельности младших школьников все еще остается игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи.
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешься ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Использование знаний, умений и навыков воспитанников в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения. Играя с компьютером, воспитанник, помимо своего желания, осваивает наиболее типичные формы взаимодействия с машиной, у него формируются навыки пользователя [4].
Исходя из этого, я считаю, что использование игровых компьютерных программ в качестве метода обучения позволит не только обучать воспитанников начальной школы элементам компьютерной грамотности, но и развивать их познавательную активность.
Новизна моего педагогического опыта состоит в том, что обучение основам компьютерной грамотности начинается уже с 1 класса и продолжается на протяжении всего младшего школьного возраста. В качестве оригинальной идеи моего опыта выступает то, что, наряду с различными игровыми компьютерными программами, для активизации познавательной деятельности я использую современные компьютерные игры.
Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире, отличном от того, в котором выросли его родители. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. Компьютерная игра – это элемент современного мира; играя в такого рода игры, ребенок познает компьютерный мир во всей его полноте. Я абсолютно убеждена, что равным образом не следует ни заставлять ребенка играть в компьютерные игры, ни, тем более, запрещать их. Дети играли, играют и будут играть в компьютерные игры, хотим мы того или нет. Моей главной задачей является познакомить учащихся с различными типами компьютерных игр, формировать определенную культуру компьютерной игры, тем самым, управляя выбором воспитанников, ненавязчиво отвлекая их от игр, «вредных» с психологической точки зрения или бесполезных.
Компьютерные игры интересны младшим школьникам и обеспечивают обучающий и развивающий эффект, если они созданы по принципу решения игровых задач. На экране дисплея оживаю любые фантазии ребенка, герои книг и сказок, предметы окружающего мира. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающийся от него. Ребенок может управлять предметами на экране монитора, может заставить их измениться, то есть он чувствует их реальность. В то же время он не может взять их в руки, не может их потрогать. Таким образом, у ребенка развивается знаковая функция сознания, то есть понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира - это и реальные предметы, и картинки с их изображением, и слова, и мысли…
Компьютерная игра содержит в себе элементы случайности, что придает ей эффект новизны, неожиданности, чуда. Известно, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии в учебном процессе, подняв на неизмеримо высокий уровень интерес детей к учебе.
Одним из условий для развития познавательной активности учеников начальной школы является применение разнообразных игровых обучающих и развивающих программ.
Необходимо помнить, что компьютер – это лишь средство для достижения цели. В сочетании с традиционными для данного возраста методами обучения (эвристическая беседа, экскурсии, методы создания «ситуации успеха», методы развивающего обучения, просмотр и обсуждение презентаций и мультфильмов), компьютерные технологии позволяют сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным и дифференцированным.
У детей, в ходе прохождения компьютерных игр, появляется новое направление общения – они активно обсуждают свои достижения и промахи при выполнении заданий игры. Значительно обогащается детский словарь, дети легко и с удовольствием овладевают новой терминологией, что способствует развитию речи детей. Но главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома и во дворе он с достоинством рассказывает товарищам обо всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.
В личностно-ориентированном учебном процессе результаты прямо зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько воспитанник продвинулся в овладении каждым из компонентов учебно-воспитательной деятельности. Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого воспитанника, а также для определения эффективности используемой технологии обучения, применяю в своей педагогической деятельности разнообразные методы диагностики.
Диагностика знаний, умений и навыков проводиться дважды в год (сентябрь, май). Теоретико-практические работы, разработанные мною, позволяют проследить, насколько повысился уровень теоретических и практических знаний и умений воспитанников в процессе обучения. Для наглядности я использую карты личностного роста, в которых фиксируются результаты диагностик ребенка в определенный период. Отмечу, что за время обучения в кружке у воспитанников обнаруживается рост теоретических знаний (2007-2008 учебный год рост составил 1,4, 2008-2009 – 1,4, 2009-2010 – 1,1) и практических умений (2007-2008 учебный год рост составил 1,0, 2008-2009 – 1,2, 2009-2010 – 1,1).
Диагностика познавательной активности, проводимая дважды в год (сентябрь, май), позволяет выявить эффективность применяемой технологии обучения, ведущая роль которой отводится игровым методам организации учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста. Данные диагностик позволяют говорить о планомерном росте уровня познавательной активности воспитанников: за 2007-2008 учебный год рост составил 0,2, 2008-2009 – 0,3, 2009-2010 – 0,4. У ребят в течение вот уже 3 лет не пропадает желание учиться в кружке, получать новые знания и умения, о чем свидетельствует 98%-ая сохранность контингента детей. На занятия они идут с желанием, с чувством ожидания чего-то нового, неизведанного и, обязательно, интересного.
Диагностика познавательных процессов. Вследствие применения разнообразных игровых компьютерных программ у воспитанников фиксируется развитие познавательных процессов, о чем свидетельствуют данные диагностики: внимание: 2007-2008 учебный год рост составил 0,3, 2008-2009 – 0,4, 2009-2010 – 0,4; восприятие: 2007-2008 учебный год рост составил 0,6, 2008-2009 – 0,5, 2009-2010 – 0,7; память: 2007-2008 учебный год рост составил 2,4, 2008-2009 – 2,5, 2009-2010 – 2,5; воображение: 2007-2008 учебный год рост составил 0,1, 2008-2009 – 0,4, 2009-2010 – 0,5; мышление: 2007-2008 учебный год рост составил 0,3, 2008-2009 – 0,8, 2009-2010 – 1,3. В игре ребенок незаметно для себя учиться думать, запоминать, быть внимательным, наблюдательным, проявлять смекалку и сообразительность.
При использовании игровых компьютерных программ в процессе обучения и развития младших школьников необходимо помнить, что продолжительность игр на компьютере не должна превышать по времени длительности периода эффективной работы ребенка на занятии. Для младшего школьного возраста этот период составляет 3-5 минут. Работа за компьютером – это дополнительная нагрузка на зрительный аппарат ребенка, что требует проведения гимнастик для глаз, применения разнообразных технологий пальминга. А поскольку костная система младшего школьника еще находиться в стадии формирования, необходимо регулярно проводить «пальчиковую гимнастику» и включать подвижные упражнения.
В заключение хочется отметить, что занятия с применением компьютера, а также игровых компьютерных программ, заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.

Библиографический список
1. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников //Формирование учебной деятельности школьников. – М.: Педагогика, 1982.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.
3. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики//Педагогика, 2001. - №6.
4. Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики. // Информатика и образование. - 2004. № 5.
5. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произведения. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982 – Т.1.
6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
7. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. Т. 10 – М.: АМП, 1950.
9. Шадриков В.Т. Психология деятельности и способности человека. Учеб. пособие для вузов. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1996.
10. Шамова Т.И. – Активизация умения школьников. – М.: Педагогика, 1982.
11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды./Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989.
12. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены