РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение компьютерных технологий в школе

Количество компьютеров в школах быстро увеличивается, однако пока не выработано каких-либо общих принципов их эффективного использования на уроках. Представляется, что надежды на «революционное» преобразование и принципиальное изменение всей системы школьного образования с помощью компьютерных технологий необоснованы. Для основной массы учащихся центральной фигурой в учебном процессе был, есть и всегда будет учитель, и его не сможет заменить никакая автоматизированная и, тем более, дистанционная система обучения.
При объяснении нового материала на уроке компьютерные технологии могут лишь служить помощниками учителей, и именно из этого нужно исходить при их разработке. Например, нет смысла закладывать в компьютерные программы, мультимедийные учебники, видеокурсы, презентации, используемые для объяснения нового материала во время урока, текстовые блоки, простые рисунки, таблицы, формулы, которые учитель может изложить устно и изобразить на интерактивной или простой классной доске с помощью маркера или мела. От этого больше пользы, т.к. учитель последовательно излагает материал, воспроизводит рисунок, заполняет таблицу, выводит формулу на доске постепенно, объясняя каждый этап, анализируя и учитывая степень его усвоения учениками, т.е. процесс объяснения нового материала учителем является динамическим.
Если тот же материал поместить, например, в презентацию, то блоки текста, рисунки, таблицы и формулы появляются на экране целиком, изложение теряет последовательность и становится статическим, что ухудшает понимание учебного материала учениками. Никакой компьютерный видеокурс не может достичь той же степени интерактивности, которая существует между учителем и учениками во время урока. Живая речь учителя понятнее ученикам, чем академичное, подчас излишне наукообразное изложение учебного материала в любом компьютерном курсе, как и в любом учебнике.
В то же время компьютерные технологии при объяснении урока могут быть очень полезными при показе сложных рисунков и фотографий, и, особенно, процессов в движении, в динамике, т.е. всего того, чего нельзя изобразить на доске. В этом плане очень ценными являются наборы электронных наглядных пособий, в которых представлены анимации и видеофрагменты, иллюстрирующие излагаемый на уроке материал. Очень полезными для учебного процесса могут быть обращения учеников к ресурсам интернета, например, в виде создания проектов или рефератов по темам, заданным учителем или выбранным самостоятельно, а также в виде участия в конкурсах и олимпиадах. Но это также может иметь только вспомогательное значение и не может заменить последовательного изучения учебного материала на уроках под руководством учителя.
Всё сказанное выше относится к основной массе обычных школьников. Разумеется, интересы и возможности одарённых детей значительно шире, и они могут в большей степени использовать компьютерные технологии – и видеокурсы, и дистанционное обучение через интернет, участие в конкурсах и олимпиадах высокого уровня. Но и здесь помощь и руководство опытного учителя необходимы.
Существует сфера учебной деятельности на уроке, в которой компьютерные технологии могут и должны применяться очень широко. Это контроль усвоения учениками учебного материала. В настоящее время стало очевидным, что тестирование является наиболее эффективной формой проверки знаний учеников, и оно широко применяется в школах в виде тестов, распечатанных на бумаге. Но такой метод "бумажного" тестирования имеет определённые недостатки. Если даже оставить в стороне трудности распечатки тестов к каждому уроку и их проверки учителем, то можно отметить, что в процессе тестирования в этом случае бумага, что называется, всё терпит, ученик узнаёт о том, правильно ли он ответил, только на следующий день или через несколько дней.
Необходимо заменить бумажное тестирование электронным с помощью электронных репетиторов, с которыми ученики работают на уроке индивидуально, т.е. каждый ученик работает за отдельным компьютером. Электронное тестирование имеет перед "бумажным" преимущество в интерактивности: ученик сразу же узнаёт, правилен или нет его ответ и получает на экране пояснение, т.е. при электронном тестировании, в отличие от бумажного, происходит не только проверка знаний, но и обучение. Пояснение напоминает теорию вопроса, показывает путь решения и приводит примеры, но не решает данной задачи и не даёт прямого ответа на вопрос, т.е. происходит именно обучение, а не «натаскивание». Ещё одно преимущество - оценка знаний выполняется электронным репетитором, что облегчает труд учителя и освобождает его время для индивидуальной работы с учениками (более подробно принципы создания электронных репетиторов такого типа приведены в статье на сайте jukofff.ru).
В недалёком будущем компьютеры появятся на рабочем месте каждого ученика. Возможно, это будут планшетные компьютеры, которые ученики будут носить с собой. В них будут закачаны все учебники, туда же можно закачать и электронные репетиторы, созданные на описанных принципах. Это позволит использовать электронные репетиторы во всех школьных кабинетах и по всем учебным предметам, а также применять их для выполнения домашних заданий.

Выводы
1. Учитель всегда был и остаётся центральной фигурой учебного процесса, а любые электронные средства могут быть только его помощниками.
2. Представляется необоснованным повальное увлечение созданием и применением на уроках презентаций. Необходимо использовать презентации не для отчёта о применении ИКТ, а для реального улучшения объяснения материала на уроке.
3. Необходимо активизировать создание электронных репетиторов, совмещающих функции контроля знаний и обучения и пригодных для работы на уроке.

Читайте также:
Всего комментариев: 1
avatar
1 ДобрынинаЛюдмила • 12:36, 14.03.2011

Спасибо, Вячеслав Васильевич. Согласна с Вами по большинству изложенных вопросов.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены