РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие коммуникативной компетенции учащихся через создание диалогового пространства в обучении.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через создание диалогового пространства в обучении .

Матвеева Ольга Ивановна, учитель русского языка, литературы и риторики

Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия № 5 г. Морозовска Ростовской области. Лауреат и победитель-финалист регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года Дона 2008», обладатель малого Хрустального Пеликана.

В 5 – 11 классах веду курс школьной риторики, автором программы и учебников является Т. А. Ладыженская. В центре внимания данного курса — человек, который общается, общение, обучение эффективному общению.
Формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной особенно актуально сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в захлёстывающем потоке самой разнообразной информации.
Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях, то есть: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; написать официальные письма (с просьбой, благодарностью и т.д.); выступать с публичной речью (приветственной, поздравительной и т.д.); вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.
Считаю, что ни один из традиционных школьных предметов специально не учит этим важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению. В то же время в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе «Требования к уровню подготовки учеников» декларируется необходимость формирования коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Мой многолетний опыт работы словесника убеждает, что развитие речи (включающее работу по культуре речи) как один из многочисленных ас¬пектов работы на уроках родного языка не решает основной задачи риторики.
Эта задача — формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т. д. Значит, этим умениям надо специально учить.
Детей, привыкших делить мир на черное и белое, учу на уроках риторики гуманитарному мышлению, направляю на поиск разных вариантов ре¬шения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?), помогаю будущим членам общества ис¬кать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развиваю¬ способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Формирую на уроках риторики позитивное отношение к миру, к личности.
Направляю детей на то, чтобы они оценивали свою и чужую речь, развиваю аналитические навыки. Анализируя речевую ситуацию, учу детей адекватному речевому поведению, то есть учитывать, с кем они говорят, с какой целью, где, когда и как. Тем самым помогаю ребенку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.
Готовлю детей к будущей жизни — успешной работе в коллективе, когда потребуется сотрудничать с коллегами, искать оптимальные решения проблем вместе с сотрудниками и руководителями; возможно, общаться с клиентами или подчиненными. Следовательно, выполняю на уроках риторики важный социальный заказ.
Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.
Использую на уроках риторики инновационные методы и приёмы.
Как правило, урок я начинаю с речевой разминки.
Это упражнения-задачи, развивающие
• дыхание;
• речевой (в том числе интонационный) слух;
• навыки четкого, отчетливого произношения;
• навыки интонирования.
Ортологические упражнения охватывают слова, которые часто произносятся неправильно (в частности, с нарушением ударения).
Импровизационные задания - это задачи на развитие словесной импровизации, импровизационных способностей, стимулирующих развитие воображения, фантазию детей. Помимо того, чтобы развить умение выступать спонтанно, предлагаю темы для импрови¬зации — отклики на события в стране, школе, классе, например:
—Что вы думаете о безотметочном обучении?
—Каковы ваши впечатления о выставке школьных рисунков?
— Интересно ли у нас прошел день здоровья? и т. д.
Кроме того, импровизационные выступления даю и на отвлеченные темы,
—Для чего живет человек?
—В чем заключается счастье?
—У природы нет плохой погоды...
Риторический анализ (что сказал говорящий, что он хотел сказать, что сказал ненамеренно).
Риторические задачи (выяснить, кто говорит, с какой целью, о чём, как, где).
Риторические игры (кто или какая команда веселее, смешнее и т.д. расскажет, сочинит считалку, быстрее и чётче произнесёт скороговорку).
Речевые формы уроков риторики диктуют и его структурную организацию, и иное общение на уроке. Поэтому и формы уроков становятся нетрадиционными.
Например,
• урок-литературная редакция в 10 классе по теме «Заголовочный комплекс газеты».
• Урок-творческая мастерская в 8 классе на тему «Инсценировка», где ребята учились писать сценарий по первичному тексту, афишу. Распределив роли, сами играли сценки.
• Урок-игра «Что? Где? Когда?» в 5 классе по теме «Объявление. Афиша».
• Урок-дискуссия в 9 классе. Тема – «Дискуссия. Спор. Дебаты»
• Урок-праздник в 8 классе, где мы знакомились с темой «Застольное слово», а в 10 классе учились произносить официальный тост.
• В 10 классе я провела урок-вежливый отказ по теме «Отказ от предложения руки и сердца».
• В 11 классе мы побывали в «Школе рекламиста», учились читать лекцию в теме «Я – лектор. Условия успеха публичного выступления». Ведь чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать. Надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
• С 9-тиклассниками были на заочных экскурсиях, когда изучали экскурсионную речь, учились корректно рассказывать анекдоты в теме «А-нек-дот?! Ну да, анекдот!»
• В 6 классе писали письма в теме «Личное письмо». Делали подписи к фотографиям, а в 7 классе рассказывали историю снимков.
Культивирую на уроках риторики радость взаимопонимания и доброго отношения с людьми. Поэтому в процессе изучения риторики я решаю некоторые воспитательные задачи, например:
• Каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский);
• По речи узнают человека и т.д.

Чтобы научить ребят свободному, уместному и эффективному речевому общению, привношу в класс само это общение во всём его многообразии.
Дмитрий Лихачёв однажды сказал: «Общаясь, люди создают друг друга». Мои уроки риторики – это уникальная возможность создать из своих учеников думающих, коммуникативно компетентных людей, для которых слова «культура речи» не пустой звук, а освоенная реальность.
Таким образом, считаю, что для формирования коммуникативной компетенции необходимо создание специальных условий общения, особого диалогового пространства, а система работы должна вызывать необходимость общения, потребность в нём. Учиться общению, общаясь, - основная характеристика коммуникативности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены