РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Творческий отчет (панорамный урок). Развитие познавательных процессов у младших школьников

Творческий отчет (панорамный урок)
учителя начальных классов
Усовой Елены Владимировны

Точка, точка, запятая...
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали
Только и всего...

Только и всего? Если бы все было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог – тот же художник. Только в отличие от художников, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую трепетную душу, а его творение – сама история.

Я не случайно выбрала эпиграфом к своему выступлению эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым... Только и всего.

Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислять эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, через чур прагматичное время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?

Первоклассники приходят к нам похожими на этого человечка из песенки. Они еще неопытны, но они готовы, как губка, впитывать все новое.

Давайте представим себе человечка в виде импровизированного кроссворда.
Итак, первое, что нам необходимо, - научить его мыслить. МЫШЛЕНИЕ. Мы должны научить детей обосновывать свои выводы, заложить начало абстрактного мышления. ЛОГИКА. А в следующую строчку я бы хотела записать ЧУВСТВА. Это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, и сострадание и сочувствие. Конечно же, в младшей школе мы должны сформировать у детей и определенные НАВЫКИ. То есть, говоря в самом широком смысле слова, мы должны научить детей учиться.
Я приготовила урок-панораму. Мне хочется показать разные методы работы и на разных уроках. Поэтому я попыталась поэксперементировать и объединить несколько уроков в один.
Начнем с математики. Устный счет в нашем классе проходит в разных формах: и игры, и магические квадраты. Для учеников 4 класса я предлагаю волшебный квадрат Альбрехта Дюрера.

Квадрат Альбрехта Дюрера


Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия»
Магический квадрат 4×4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия I», считается самым ранним в европейском искусстве.[5]Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514).
16 3 2 13
5 10 11 8
9 6 7 12
4 15 14 1
Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.
Для объяснения нового материала возьмем обыкновенный лист бумаги. Массу вопросов можно задать ребятам о фигуре листа, цвете, о положении листа на доске. Сегодня мы займемся видом рисования – Коллаж. Рисовать будем природу ( определене пейзажа дети могут дать уже в первом классе).
-- С чего начнем рисовать пейзаж?
-- Линия горизонта.
-- Что изображается выше линии горизонта?
-- Небо. Облака.
Составьте задачу. Как к трем прибавить два? Составьте обратное выражение.
Аналогично дети рисуют растения, лесных жителей. Играя, рисуя, незаметно мы повторили громадное количество информации, знаний, а еще учились новому и получали массу удовольствия.

Различные логические задачи я использую не только на уроках математики. Познание мира – это кладезь выдумки и фантазии. Тема урока - Растения лугов. Вопрос на логическое мышление: почему на лугах растут только травянистые растения и редко деревья, в основном отдельностоящие? Путем логического размышления был дан ответ на вопрос.
Формы и методы закрепления знаний и контроля знаний можно перечислять долго (это и тесты, и карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, для работы в паре, и перфокарты, и кроссворды, и тесты по всем предметам. По литературе – это устные и письменные сочинения и изложения, составления сказок, и инсценирование, конкурсы на лучшего чтеца, знатока, оформление книжек – малышек, рефератов.
В заключении я позволю себе прочитать слова Федора Ивановича.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены