РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Грамматическое моделирование как один из приемов реализации коммуникативного подхода в обучении английского языка (из выступления учителя а

Грамматическое моделирование как один из приемов реализации
коммуникативного подхода в обучении английского языка
(из выступления учителя английского языка Катынской Г. И. на методическом объединении)

Исходя из функции языка быть средством познания и общения, конечная цель обучения иностранному языку видится в достижении выпускниками школы умения общаться, применяя иностранный язык как средство расширения своего культурного и профессионального кругозора, как средство непосредственного живого контакта. Поэтому говоря об особенностях организации речевой деятельности на уроках иностранного языка, следует помнить, что обучение детей, особенно на начальном этапе, легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легко моделируются в игре, которая продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности школьников. Усвоение иностранного языка по возможности (по словам П.Я. Гальперина) должно контролироваться сознанием с учетом “зоны ближайшего развития”. Так, формирование грамматических навыков уже на начальном этапе целесообразно производить с опорой на ориентировочную основу деятельности, т.е. на правила, модели, алгоритмы, предполагающие сознательные действия с материалом на лексическом и грамматическом уровнях.
При предъявлении новой грамматической структуры вначале я даю правило, в котором объясняю принципы выполнения соответствующих грамматических операций. Затем довожу до автоматизации операций, которая обеспечивается в процессе выполнения коммуникативных тренировочных упражнениях. Грамматическое моделирование используется в качестве приема для формирования у учащихся ориентировочной основы грамматических действий. Моделирование является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям. При этом реализовываются все 3 функции модели:
а) обобщающая (она выступает как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением);
1. б) планирующая (с опорой на модели учащийся может самостоятельно конструировать фразы, и даже целые высказывания, предусматривающие употребление фраз, имеющих различную структуру);
в) контролирующая (если допускается ошибка, то учащийся может самостоятельно с опорой на модель найти ошибку и устранить ее).
В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг с разными дополнительными элементами, а также некоторые « живые» сказочные персонажи.
В целом модель иллюстрирует морфолого-семантические связи на уровне предложения. Каждый из компонентов модели предложения обозначает целую синтагму, например круг со стрелками может передавать следующие словосочетания, обозначающие время: on Sunday, in the morning, every day, in winter, at 5 o’clock, at all. Компоненты модели могут использоваться как в составе модели фразы, так и изолированно.
Таким образом, после предъявления модели, организуется тренировочная работа с опорой на модели, в процессе которой формируемое грамматическое действие автоматизируется и используется для решения поставленных коммуникативных задач путем многократного повторения грамматических действий в подготовительных и речевых упражнениях.

Литература:
1. Е.А.Барашкова «Грамматика английского языка», М. «Экзамен», 2006.
2. М.Ф.Стронин «Обучающие игры на уроке английского языка», М. «Просвещение», 2003.
3. Stuart Cochrane “Primary Grammar”, Macmillan, 2007.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены