РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Предложения по совершенствованию методики преподавания норматива «О-Ё (Е) после шипящих» в общеобразовательных учебных учреждениях.

В практике современной школы ошибки норматива «О-Ё (Е) после шипящих» занимают далеко не первое место, если мы говорим о проверочных и творческих работах. Однако, ошибки на эти правила входят в число наиболее частотных, если проверяется умение правописания о- ё (е) после шипящих через месяц-полтора после их изучения, и особенно в 7 классе, когда к уже изученным орфограммам в корне, суффиксах и окончаниях у существительных и прилагательных добавляется правописание ё- е после шипящих в причастиях.

С целью совершенствования методики преподавания норматива «О-Ё (Е) после шипящих» можно предложить следующее.

1. В начальных классах и в 5 классе при повторении глагола и его правописания акцентировать внимание на том, что в указанной части речи и в окончании пишется ё, хотя слышится [о]: пересечёт, сожжёт. В дальнейшем при объяснении орфограммы, при повторении достаточно указывать, что в окончаниях глаголов пишется буква ё.

2. Одной из групп слов, наиболее часто употребляющихся в речи, являются слова с о- ё (е) в корне слова: жёлтый, чёрный, шёпот, щётка, дешёвый и т.д.

В школьной практике сложились три подхода к изучению этого правила. Первый подход ориентирует учащегося на подбор однокоренных слов - ударный звук обозначается той же буквой, что и безударный (жёлтый, т.к. желтизна). В данном случае формулировка правила выглядит следующим образом: «В корнях слов после шипящих на месте ударного о может писаться и буква о, и буква ё (шов, шелк). Буква ё пишется в тех случаях, к которым можно подобрать однокоренные слова с безударными гласными после шипящей (шёлк - шелковистый). Если однокоренные слова с безударными гласными после шипящей подобрать нельзя, пишется о (шов, крыжовник)». Упор делается на работу с однокоренными словами.

Реализацию второго подхода мы можем наблюдать в учебниках, изданных с 1970 г., который по способу реализации является более простым по сравнению с предыдущим: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о (жёрдочки). Несколько слов составляют исключение: крыжовник, шорох, шов, капюшон». Акцент делается на запоминание.
В практике преподавания часто учитель обращает внимание учащихся не только на то, что если в корне слышится [о], надо писать ё, но и на подбор проверочных слов или однокоренных: чёрный - чернеть, дешёвый- дешевле, жёлтый - желтеть и т.д.

Недостатком учебника является то, что слов-исключений названо мало. При выполнении упражнений, в словарном диктанте делают ошибки в неназванных исключениях, поэтому необходимо при изучении этой темы в 5 классе проработать наиболее часто используемые в речи, на письме исключения (например, чопорный), а также разграничить слова шёпот и шорох, в которых ошибки наиболее частотны. На этом этапе целесообразно говорить о написании слов шёл (глаг.), ожёг (глаг.) и ожог (сущ.). Необходимо дать употребительную группу слов иностранного происхождения: шоколад, жокей, жонглёр, шоссе и т.д. Слова с буквой о после шипящего в корне могут быть заучены наизусть.

3. Написание о- е в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных - это следующий этап в освоении норм правописания о- ё (е) после шипящих.

Группа из этих четырёх правил распределена в курсе русского языка 5-6 классов таким образом, что правописание окончаний изучается в 5 классе, а написание суффиксов - в 6-ом. Причём, они недалеко стоят друг от друга, что даёт возможность сгруппировать эти написания или объединить в одно: «В суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения - е».

Важно, что эти орфограммы изучаются в 5 классе после темы «Морфемика. Орфография», в 6 классе - «Словообразование. Орфография», то есть необходимым условием для верного написания является усвоение морфемы, способов образования слов, а также сформированные навыки морфемного и словообразовательного разбора, умения мысленно расчленять слово на морфемы.

Перед изучением каждого из правил следует повторить предыдущее и предыдущие. Таким образом, они как бы нанизываются друг на друга, сохраняя преемственность.

4. Наиболее сложным в 7 классе правописания ё- е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени является разграничение прилагательных и причастий.

Чтобы этих трудностей избежать, следует на первом же уроке по данной теме чётко разграничить понятия: прилагательное, отглагольное прилагательное и причастие.

5. При изучении правописания о- ё (е) в суффиксах наречий трудностей обычно не возникает, так как написание слова- исключения «ещё» уже сформировано в предыдущих классах и достаточно отработано умение определять ударную и безударную позицию гласного звука: свежо - певуче.

6. При повторении орфографии в 10 классе, независимо от программы и учебника, по которым работает учитель и учащиеся, необходимо уделить внимание группе правил, определяющих написание о- ё (е) после шипящих.

Причём, лучший материал для их группировки можно использовать алгоритм, предложенный Л.Б. Селезнёвой. Она пишет, что «самая распространённая ошибка учащихся состоит в том, что они в первую очередь проверяют, падает ли на гласный ударение, и делают выбор междуо и ё (е), не прибегая к уточнению части слова. Признак, который не является «сильнейшим», берётся в качестве основного и достаточного, т.е. игнорируется структура орфограммы».

Для организации работы с обучающимися по этой теме следует учесть, на основании каких признаков группируются орфограммы. Исходной является классификация по принадлежности к той или иной части слова: орфограмма находится в корне или не в корне (суффиксе, окончании). Большинство слов в корне пишется после шипящих с буквой ё (шепот, щётка), слова с о надо запомнить. Если орфограмма находится в корне, то необходимо обратиться к соответствующему правилу, если нет - следует уточнить, от какой части речи оно образовано и какой частью речи является слово. Если в суффиксах и окончаниях глаголов (ночевать) и отглагольных прилагательных (копчёный) после шипящих пишется ё (е), в суффиксах же и окончаниях имён существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения - Е.

Таким образом, по отношению к орфографическим правилам, орфограммы можно объединить следующим образом: 1) орфограмма в корне слова; 2) орфограмма в суффиксах и окончаниях глаголов или отглагольных прилагательных; 3) орфограмма в суффиксе или окончании имён существительных, прилагательных и наречий.

На основании выявленных дифференциальных признаков Л.Б. Селезнёва формулирует варианты и соответствующие им правила.

  • Варианту 1. «О-Ё (Е) после шипящих в корне» соответствует правило: «в корне слова после шипящих пишется ё (е), кроме слов-исключений».
  • Варианту 2. «О-Ё (Е) после шипящих в суффиксах и окончаниях глаголов и отглагольных образований.» - «В суффиксах и окончаниях глаголов и отглагольных образований пишется ё».
  • Варианту 3. «О-Ё (Е) после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий» - правило «В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий, после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения - е».

Для правильного выбора буквы в позиции после шипящих следует рассмотреть слово в заданной последовательности (1, 2, 3), привлекая очередной признак при недостатке предыдущего.

Алгоритм определения написания предполагает последовательную проверку следующих признаков:

  1. часть слова,
  2. отношение к глаголу,
  3. место ударения.

Этот материал может быть предложен обучающимся с опорой на те знания, которыми они обладают, но с адаптацией применительно к уровню класса.

В виде заключительного, проверочного этапа усвоения написания о- ё(е) после шипящих при повторении орфографии в старших классах можно предложить текстовый диктант, со словами, содержащими все варианты анализируемой орфограммы.

«Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудёвый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником, со сгущенным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако, чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один, не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёлым. Огорчённый чёрт куцей овцой кинулся к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него свой пятачок. «Правду говорят, что небереженого Бог не бережёт», - чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

Также возможно выполнение тестовых заданий для проверки усвоения указанного норматива. Также задания должны содержать большое количество слов, в том числе слова-исключения.

Приведем примеры тестов.

I. Укажите слова, в которых пишется ё (о)

1) копч..ый; 4) береж..т; 7) ш..пот; 10) реч..нка;
2) замоч..к; 5) ож..г (руки); 8) горяч..; 11)ш..рох;
3) ноч..вка; 6) врач..м; 9) ч..рный; 12) ещ..

II. Укажите строку, в которой во всех словах пропущена буква о:

1) копч..ный, врач..м, ещ.., горяч..;
2) ш..рох, ож..г (руки), горяч.., ноч..вка;
3) ож..г (руку), ш..рох, ещ.., ш..пот;
4) реч..нка, ч..порный, парч..вый, ч..каться.

В школьной практике должно быть поэтапное изучение вариантов орфограммы с подробным анализом слов, относящихся к каждому из вариантов. На этапе обобщения и систематизации знаний целесообразно ввести использование алгоритма, позволяющего акцентировать внимание на дифференциальных признаках.

Использованная литература:

  1. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: книга для учителя. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2004. - 207 с.
  2. Селезнёва Л.Б. Русское правописание. (Задачи, алгоритмы, упражнения): Учеб.пособие. - М.: Высш. шк., 2002 - 207 с.
  3. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы. - МлРольф, 2011. - 384 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены