РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа с одаренными детьми

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ С ВЫСОКИМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ.

Тема: ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДНИ.

Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью-бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения, и тогда ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.
Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение.
Действительно, такие особенности этих детей, как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления и многое другое, вряд ли могут быть в полной мере "учтены" в рамках традиционных учебных программ и методов их преподавания. В результате несоответствия учебной программы потребностям и возможностям одаренных, происходит быстрое снижение интереса к обучению,и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс, может стать непреодолимым препятствием для их дальнейшего развития.
Начало 20 столетия было отмечено активным поиском путей создания новой школы. Это относится и к идеи междисциплинарного обучения, к которой, пусть еще очень схематично и нерасчлененно, подошли с разных сторон сразу несколько ученых, работавших и проживавших в разных странах.

ГЛАВА 1.

В.В.Зеньковский и В.П.Вахтеров, Джон Дьюи, В.Ф.Одоевский и С.И.Гессен в равной мере могут считаться основоположниками идеи междисциплинарного обучения. Что же послужило причиной такого созвучия во взглядах разных ученых? Прежде всего, это анализ проблем так называемой "старой" школы, необходимость которого была вызвана особенностями исторического развития нашей страны, с одной стороны и революцией в естествознании,и техники-с другой.Старая школа явно больше не удовлетворяла потребностей развития общества.Главное обвинение, которое было вынесено критиками, заключалась в том, что старая школа развивала главным образом память ребенка, а не его мышление и личность. Такую школу, в которой ученику отводится роль воспроизводящего устройства,С.И. Гессен справедливо назвал " пассивной".Причиной такого положения вещей усматривалось как в особенностях содержания, так и в методике обучения.Эту же мысль развивает и наш соотечественник В.П. Вахтеров: "Один из самых крупных недостатков старой школы состоял в том, что между отдельными предметами преподавания не существовало связей.
Необходимость установления связей между предметами, нахождение некого"стержня" содержания обучения обосновывается и в " Основах педагогики" С.И. Гессена.Основной недостаток школы он усматривает в ее чисто механическом, лишенном органической целостности строении. "Подобно тому, как отдельные ученики сидели рядом, ничем между собой не объединенные, кроме как повторением одинакового образца, точно также и отдельные учебные предметы находились параллельно друг другу, не находясь мужду собой ни в каком органическом взаимодействии.Каждый отдельный предмет представлял собой замкнутое целое со своим особым материалом,изучавшимся без относительно к материалу другого предмета."
В чем же порок отсутствия связей между отдельными предметами и органической целостности в содержании обучения?Прежде всего, такое положение противоречит характеру научного знания, исходной взаимосвязанности и единству всех наук также, как и всей человеческой культуры, считал В.П. Вахтеров.Кроме того, он отмечал также и важность целостности содержания обучения с точки зрения решения задач усвоения и развития цельного миропонимания у школьников." Всякий опыт, всякое наблюдение, всякий новый факт будет надлежаще понят и прочно усвоен лишь тогда, когда его свяжут с общим миросозерцанием.Это требование неразрывности и единства, а без него нет цельного миропонимания, как бы примитивно оно ни было."
Поиск "стержня", вокруг которого можно было бы расположить материал, или " центра", объединяющего и как бы сдерживающего отдельные учебные предметы, привел к разным вариантам построения содержания обучения. Для С.И. Гессена таким центром должна являться практическая деятельность, к ходе которой "протягиваются нити" по всем областям жизни природы и человека.В.П.Вахтеров же, подчеркивая необходимость установления внутренних связей между предметами, большое внимание уделил обоснованию роли предметного метода в обучении, поэтому собственно" стержень", остался весьма расплывчатым. Для Д. Дьюи объединяющим принципом или фактором должно являться признание в качестве конечной цели обучение научной постановки ума.Таким образом, с его точки зрения, объединяющим принципом может выступить метод обучения всем предметам, близкий к научному методу познания.

1.1.СУТЬ ТЕМАТИЧЕСКОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ.ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕМА.
Придавая большое значение методу, Д.Дьюи обосновал и развил также положение о значении обобщения и абстрактного мышления в обучении, что фактически и послужило теоретическим основанием американской модели обучения, приобретающей в настоящее время все большую популярность и известной под названием ТЕМАТИЧЕСКОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Суть его в особом построении содержания обучения вокруг широких или глобальных тем основополагающего значения. Широта таких тем создает возможность для их изучения в рамках любых дисциплин и на любом учебном материале, которая позволяет "открывать" или развивать далее новые идеи-междисциплинарного обобщения.
Необыкновенно ценными для нас и весьма современными являются идеи, развиваемые в первой четверти 20 столетия и нашим соотечественником В.В. Зеньковским.Необходимость целостности в преподавании разных дисциплин обусловлено у него так же, как у В.П. Вахтерова, тем, что "жизнь в действительности целостна и не допускает отделения".Обучение должно давать облик целого, чтобы оно не противоречило целостности самой жизни. Размышляя о целостности урока или, как мы сказали бы сейчас, о его системности. Он пришел к обоснованию важности общих идей в обучении и необходимости связывания всего "отдельного" частного с целым, содержащимся, например, общей идеи урока, которая должна быть "стержнем", на который нанизывается весь изучаемый материал.От такого понимания смысла дидактически и "правильно построенного урока" до идеи тематического дисциплинарного обучения меньше одного шага.
Новаторские идеи пересмотра традиционных задач обучения и способа организации содержания преподавания в школе, так ярко сформированные в начале 20 столетия, были в значительной мере "забыты", идеи, высказанные В.П.Вахтеровым, С.И.Гессеным, Д.Дьюи, В.В.Зеньковским, во многом опережали свое время.

1.2.ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ИДЕИ.
Второе рождение идеи междисциплинарного обучения состоялось благодаря интенсивным исследованием феномена одаренности и разработке проблемы обучения и развития одаренных детей, которые были осуществлены в США после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли.Изучение интеллектуальных и творческих особенностей одаренных детей заставило вновь обратиться к ряду забытых идей. Одной из таких идей и явилась идея междисциплинарной интеграции построения содержания обучения, так как возможность дисциплинарной программы, построенной на основе изучения какой-то глобальной или основополагающей темы, в наибольшей мере могут обеспечить удовлетворение специфических запросов и потребностей школьников с высокими интеллектуальными и творческими способностями.
К настоящему времени в США считается общепризнанной необходимость применения междисциплинарных программ для обучения одаренных детей.Активно обсуждается вопрос о целесообразности использования таких программ для всех учащихся в целях создания наиболее благоприятных условий для развития детей, предоставления всем школьникам повышенных образовательных возможностей.
Специфика своевременного развития идеи междисциплинарного обучения в нашей стране определяется мощной теоретико-экспериментальной платформой отечественной психолого-педагогической науки. Годы запрета на изучение проблемы одаренности не прошли бесследно. За это время было получено много новых данных об особенностях психического развития детей(Д.Б.Эльконин и его школа), разработана теория и практика проблемного и развивающего обучения( А.М.Матюшкин, В.В.Давыдов и др.), наконец, обоснован закон естественного хода психического развития от общего, целого к частному, частям (Н.И.Чуприкова). Все это дает основание для поднятия на новый уровень теории, а значит, и практически междисциплинарного обучения. Более того, это вызывает необходимость по новому рассмотреть вопрос о психолого-педагогических оснований междисциплинарного обучения.

1.3.ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Традиционный способ построения содержения обучения не позволяет также удовлетворить и широкую любознательность одаренных детей в силу высокой степени конкретности, узости и жестокости границ изучения тематических разделов.Наконец, как можно в этом случае учесть широкий спектр индивидуальных различий среди одаренных детей, разнонаправленный избирательный интерес, различие в темпе и характере развития и т.д.?Возьмем, к примеру, темы, которые включены в программу по природоведению в начальной школе:"Дикие и домашние животные","Разнообразие растений"( растения луга, поля и леса), "Освоение космоса".Этими темами интересуются разные учащиеся , однако, как бы ни было велико количество учащихся, желающих изучать диких животных, растения или освоение космоса, для ряда детей эти темы не будут представлять никакого интереса-в силу ли их изученности( ведь одаренные дети часто знают значительно больше своих свестников), излишней конкретности( их интересуют объяснения, абстрактные идеи и теории) или увлеченности другой темой, не предусмотренной планом. Каждые же из этих частных тем "накладывает" жесткие содержательные рамки, которые препятствуют подлинной индивидуализации обучения с учетом интересов, потребностей и уровня развития каждого ребенка.
Важным шагом к ликвидации данной проблемы ведет переход к более крупным содержательным единицам вместо традиционных "тематических разделов" как по способу организации содержания обучения по предметам. Например, вместо тем "Растения" и "Животные" возьмем проблему "Исчезновение растительного и животного мира" или, еще шире "Выживание". Такая формулировка темы, основанная на содержательной интеграции многих более узких тем и проблем, отвечает стихийному интересу одаренных детей к глобальным проблемам, абстрактным идеям и теориям. В то же время она позволяет изучать конкретные сведения о динозаврах и других видах животных и растений, а на ряду с этим дает возможность другим детям заниматься изучением климатических изменений, способствующих или препятствующих сохранению окружающего мира, космических влияний, исторических эпох и т.п.Таким образом, каждый ребенок может найти себе тему , соответствующую его индивидуальным интересам. А если мы возьмем еще более широкую или глобальную тему. например "Выживание" или "Изменение", то легко продемонстрировать, как стремительно расширяются и становятся практически неограниченными возможности изучения тех или иных тематических разделов, традиционно "разбросанных" по различным дисциплинам.
Важные принципы организации содержания обучения для одаренных школьников:
1)Гибкие содержательные "рамки", обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.
2)Крупные содержательные единицы; изучение широких( глобальных), основополагающих тем и проблем.
3)Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкий любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задачей развития целостной картины мира.
4)Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
Осуществление междисциплинарного подхода предполагает эффективную интеграцию тем внутри дисциплин и между ними. Высокий уровень потребности одаренных детей в умственной нагрузке заставляет выделить еще один, пятый принцип-принцип насыщенности содержания обучения.
По отношению к принципам построения содержания обучения для одаренных мы можем добавить еще один, шестой-проблемный характер изучения содержания или изучение открытых тем и проблем.
Программы для одаренных детей должны:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемым учащимся;
-обеспечивать самостоятельность в учении, т.е. обучение, руководимое самим ребенком;
-развивать методы и навыки исследовательской работы;
-развивать творческое критическое и абстрактно-логическое мышление;
-поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
-поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов, форм;
-способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию особенностей других людей;
-учить детей оценивать результеты работы с момощью разнообразных критереев, поощрять оценивание работ самими учащимися.
1.4.ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.
Под интегрированной программой понимается образовательная, развивающая или образовательно-развивающая программа, содержание которой организованно по принципу объединения тем, разделов, проблем, изучаемых в одной или нескольких содержательных связей с выделяемым центром, или содержательным "ядром", обучения.Исходя из этого определения выделяют две разновидности интеграции
ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНУЮ, основанную на объединении тем, разделов и проблем, "принадлежащим"одной дисциплине, и
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНУЮ, объединяющую темы традиционно изучаемые в разных дисциплинах.
Модель тематической междисциплинарной интеграции имеет фактически иерархическую структуру и рассматривается с точки зрения принципа системности. Это и позволяет нам определить смысловое значение основных структурных единиц модели. Системным понятием в данном случае выступает глобальная тема, которая является фокусом содержания обучения.Исходя из этого определяется и основная характеристика таких тем: тема должна быть очень широкой, универсальной, философского уровня общности, что обуславливает ее максимальную открытость и отсутствие четких границ изучения-ключ к построению программы, адекватной чрезвычайно широкому спектру индивидуальных различий среди одаренных детей.
Глобальная тема раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, т.е. таких обобщений, которые справедливы по отношению ко многим предметным областям. С их помощью раскрывается смысл темы, устанавливается ее значение. Сами междисциплинарные обобщения могут открываться, наполняться смыслом и развиваться на основании изучения конкретного и более или менее абстрактного материала из разных дисциплин.
1.5.КАК ИЗМЕНИТЬ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Углубление и обогащение, простая и опосредованная интеграция, внутрипредметная и межпредметная-все может существовать "внутри" образовательно-развивающих программ, разработанных на основе модели тематического междисциплинарного обучения.Дифференциация учебных программ на основе курса междисциплинарного обучения.
Курс междисциплинарного обучения, соответствующий возрасту, классу (связывает общей " нитью" многочисленные учебные программы, обеспечивает цельность в содержании и технологии обучения, дифференциацию учебных программ по предметам.
Дифференцированные учебные программы по предметам, разрабатываемые для каждого возраста с помощью технологии междисциплинарного обучения и соответствующего курса междисциплинарного обучения.

ГЛАВА 2.

2.1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ "ТЕМАТИЧЕСКИХ " ДНЕЙ В МОЕЙ ПРАКТИКЕ.
Данный феномен я исследую уже 10 лет.Сначала я задавалась вопросом: "Кто такие одаренные дети?"Много лет я изучала материал на данную тему, и сделала вывод, что "одаренность" достаточно непросто выявить, необходимо на протяжении долгого времени наблюдать за ребенком.Чтобы не тратить драгоценные 4 года, отведенные на начальную школу на наблюдение, исследование и т. д. ,я решила сразу ко всем детям относится ,как к одаренным, а все выводы по своей работе делать уже по ходу обучения.Так в моей практике возникли "тематические дни".
Познакомившись с большим количеством литературы на интересующую меня тему, в своей работе я решила опираться на высказывание В.П. Вахтерова.В книге Н.Б.Шумаковой "Обучение и развитие одаренных детей" Вахтеровым была высказана очень интересная мысль:"Один из самых крупных недостатков старой школы состоял в том, что между отдельными предметами преподавания не существовало связей.Мы все знаем школы, где при огромном количестве учебного материала не развивали, а притупляли учеников именно тем, что каждый предмет занимал изолированное положение, стоял особняком, не был связан с другими предметами, не входил в мировоззрение ученика и являлся балластом, подавляющим умственные силы ребенка."Базируясь на этой точке, я решила создать так называемые "тематические дни", т.е. дни, в которых все учебные предметы объединены одной темой.
` Пользуясь тем, что по пятницам расписание составлено так, что все уроки веду я,я имею возможность сделать так, чтобы темы всех школьных предметов в этот день вращались вокруг какой-то глобальной темы.
В 1 и 2 классах темы таких дней были связаны в основном с праздниками и сезонными изменениями в природе.Выбор данных тем объясняется тем, что дети еще достаточно маленькие,имеют небольшой жизненный опыт, но при этом любознательные, творческие, обожающие фантазировать.
Работая в педколлективе, каждому учителю очень важно найти взаимопонимание у коллег.Иногда случается, что по пятницам один урок выпадает на предмет учителя-предметника.(музыка,англ.язык).Тогда я доходчиво объясняла суть своего эксперемента,убеждала, что тема их сегодняшнего урока должна обязательно перекликаться с тематикой всего дня.Для удобства их работы, планирование "тематических дней" было им предложено сразу на триместр.Мне повезло, я нашла отклик у учителей-предметников, и мой эксперимент удался.
Для того, чтобы максимально заинтересовать своих учеников, я специально заранее не объявляла тему предстоящего дня. Дети замучивали меня вопросами, каким будет следующим "тематический" день, какая будет тема и т. д. Мне удалось добиться самого важного-дети с нетерпением неслись в школу, я видела в их глазах огромный интерес к учебной деятельности.
Иногда ученики заранее были посвящены в тему учебного дня, так как должны были самостоятельно подготовить к сообщение на заданную тему или найти какую-либо информацию.В такие дни учащиеся и учителя иногда меняются местами, так как дети порой неожиданно начинают доминировать на уроке и полностью раскрепощаются. Учителю остается только не потерять нить и вести ребят к нужному итогу.В эти дни, в конце каждого урока учеников не надо спрашивать-чем мы занимались на уроке, что нового мы узнали, так как нет сомнений, что дети знают, чем они занимались сегодня, какая тема объединяла все уроки, потому что им было интересно и необычно учиться.А когда ребенку интересно, он с легкостью запоминает информацию.Родители моих учеников рассказывали, с каким упоением, азартом и радостью их дети рассказывали о том, что происходило сегодня в школе. Таким образом ,я считаю, достигается самая главная цель начального обучения-дать учащемуся систему знаний, умений и навыков, не отбив у него при этом живой, естественный интерес к учебе.

2.2 КОНСПЕКТЫ НЕКОТОРЫХ"ТЕМАТИЧЕСКИХ" ДНЕЙ,ПРОВОДИМЫХ ВО 2 КЛАССЕ.
Сентябрь.Тема дня:"Золотая осень".
Расписание уроков:
1.Литературное чтение(внекл. чтение)
2.Русский язык
3.Музыка
4.Изо
Этот день был первым "тематическим"днем в этом учебном году.Мною была выбрана очень актуальная на тот момент тема-"Золотая осень".За окном действительно стояла необычайно красивая осень , и мне очень хотелось обратить внимание детей на необычность и прелесть каждого осеннего дня, на талант матушки природы, которая настолько красочно расписывает растительный мир в эти осенние месяцы.Мне хотелось сделать своих учеников настоящими ценителями прекрасного, научить их видеть красоту и не только видеть,но и пробовать передавать это очарование в творческих работах( на уроках труда и изо).
Информационность такого дня была отражена на первом уроке-уроке внеклассного чтения.К этому уроку дети должны были выбрать стихотворение любого поэта об осени. Задача учителя на этом уроке-познакомить детей с такими известными русскими поэтами как А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой, С.А.Есенин и их произведениями об осени. Показать, что красоту природы можно передать с помощью слов. На втором уроке-уроке русского языка дети становились Мастерами Слова и писали сочинение на тему:"Золотая осень". Самые смелые пробовали себя в поэзии. Третьим уроком была музыка, где учительница предложила детям для прослушивания фрагменты из произведений П.И.Чайковского и Вивальди "Времена года", соответственно относящиеся к теме дня. Цель урока музыки была в том, чтобы продемонстрировать учащимся то, что красоту природы и природные явления можно воплотить и с помощью звуков,нот,музыки. Оказывается музыкой тоже можно "рисовать". В конце урока дети превращались в Мастеров Звуков и даже сами пробовали передать шум дождя, шорох листьев, гром, молнию и.т.д. с помощью разных музыкальных инструментов ( пианино, бубен, ложки, барабан, металлофон, дудочка и.т.п.). Заключительным четвертым уроком был урок изобразительного искусства. Вначале урока я познакомила детей с известными художниками пейзажистами, которые рисовали "Золотую осень" ( Врубель,Левитан). Вместе с детьми мы убедились, что если умело пользоваться красками, то можно наиболее приближенно передать "чудное мгновение" каждого осеннего дня. На этом уроке дети ( превращаются ) перевоплощаются в Мастеров Кисти и пытаются передать "Золотую" осень красками на своем "холсте". В конце этого учебного дня мы подводили итоги. Мне было важно обратить внимание детей на окружающий мир, на неповторимость каждого мгновения нашей жизни, на красоту природы. Также не мало важным для меня было знакомство учеников с великими поэтами, художниками, композиторами и их работами на данную тему.В этот день на уроках дети были творцами, а для младших школьников-это самый лучший способ выражения их внутреннего мира.Ученики сделали важный вывод, что оказывается рисовать можно не только красками, но и звуками,голосом,словами.На таких уроках самовыражения дети получают оценку "отлично", что естественным образом поднимает самооценку ребенка, его настроение, а самое главное-мотивацию к обучению.Ученики понимают, что они , оказывается многое могут и умеют. Важно только не бояться начать творить.Уважая себя, проявляя талант,дети становятся более раскрепощенными, и ,все это в целом, приводит к успешности в учебном процессе.
Октябрь.Тема:"Моя Вообразилия".
1.Литературное чтение(Б.Заходер."Моя Вообразилия")
2.Русский язык.(Сочинение на тему:"Моя Вообразилия")
3.Английский язык( "My dreams")
4.Озо (рисуем свою страну "Вообразилию".)

Ноябрь.Тема:"Эти забавные животные".
1.Окружающий мир(Животные.Классы животных)
2.Русский язык (Списывание текста"Белка".)
3.Чтение(внекл.)Дети пересказывают рассказы Житкова,Сладкова,Паустовского,Чарушина,Бианки.)
4.Математика.(Решение задач типа:"Белка на зиму заготовила 8 грибов, а орехов на 5 больше. Сколько всего грибов и орехов заготовила белка на зиму?"или "Сколько всего лап у четырех собак и трех кур?)
5.Технология( Обрывная аппликация "Собачка"с.36
Декабрь.Тема:"Зимняя сказка".
1.Литературное чтение(С.Я.Маршак"Двенадцать месяцев")
2.Русский язык (Диктант "В лесу зимой")
3.Английский язык (Winter)
4Изо(Рисуем иллюстрацию к сказке С. Я. Маршака"Двенадцать месяцев").

Темы 2 полугодия:
Январь.Тема:"Народные праздники, приметы, традиции."
Февраль.Тема:"День Защитника Отечества".
Март.Тема:"Международный Женский день".
Апрель.Тема:"День Космонавтики".
Май.Тема:"Никто не забыт, ничто не забыто.Великая Отечественная война".

Конспект "тематического" дня "День Космонавтики".
1.Чтение-москвоведение.
2.Технология.
3.Физкультура.
4.Русский язык.
5.Математика.
На первом уроке было объявлено, что сегодня-12 апреля вся страна отмечает День Космонавтики. 50 лет назад Ю.А.Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Дети к этому уроку должны были подобрать литературные произведения или какую-либо информацию на тему " Космонавтики" и все, что связано с датой 12 апреля 1961г. Учитель демонстрирует ученикам видео и фотоматериал на данную тему и рассказывает о первом полете человека в космос.
На уроке трудового обучения учитель задает вопрос учащимся: "Кто хотел бы полететь в космос?" . Дети хором отвечают-"Я". Тогда я спрашиваю, а что им для этого понадобится. (для этого необходим космический корабль). Отсюда появляется необходимость в его создании. Темой урока труда будет коллективная работа "Космический корабль". Это объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм.
На уроке физкультуры учитель спрашивает учеников: "А каким должен быть космонавт?" . Дети отвечают:"Сильным,смелым,выносливым". Тогда учитель предлагает им проверить их физическую форму. На уроке тестируется бег, прыжки и др. показатели. В конце урока детям выдаются удостоверения космонавтов.
На уроке русского языка можно предложить детям для работы текст из воспоминаний В.Терешковой. Можно взять отрывок, записать его под диктовку, провести изложение или отработать на нем все изученные темы.
Женщина в космосе(напечатанный текст у каждого на парте).
Кто из ребят не мечтал в детстве подняться на сказочном ковре-самолете высоко в воздух и пролететь над землей.
Но вот я лечу вниз, навстречу земле. Над головой парашют. Ветер торжественно свистит в ушах, и на сердце радостно. Иногда домой являлась с ушибами и синяками. Полеты космонавтов доказали, что человек может покинуть землю, вернуться на нее, жить и работать в космосе. В отряд космонавтов стали набирать и женщин.
Женщины должны быть здоровыми, обладать огромной силой воли, смелостью , решительностью.(80 слов)
Приблизительные задания.
1. В первом предложении поставить знак ударения.
2.Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
3.Задание-соревнование.
Учитель:"Сейчас мы проверим, сможете ли вы стать космонавтами? Ведь космонавт это умный, а главное быстрый человек.Ваша задача за 1 минуту выписать из текста:
1)как можно больше предлогов;
2)им.существительные мужского рода;
3)им.существительные женского рода;
4)им.существительные среднего рода;
5)слова,которые нельзя переносить;
4.Найдите в тексте им.прилагательные.Выпишите их вместе с существительными, выделите окончание, определи род и число.
5.Выпиши из текста глаголы, определи время.
Обязательно на уроке повторяются словарные слова: РАКЕТА,КОСМОНАВТ,МАШИНА.
На уроке математике вначале проводится графический диктант"Ракета".Далее на уроке решаются задачи , подобранные на тему: "Космос".Например:"Ю.А.Гагарин был в открытом космосе 108 минут.Сколько это часов и минут?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я думаю, что благодаря таким "тематическим дням" достигается главная задача обучения-помочь ребенку постигнуть "сложность, взаимосвязанность мира и в то же время его красоту, за которыми просвечивается премудрость Творца".Я убеждена, что эти дни в учебном процессе помогают ребенку выйти на путь своей индивидуальности, а это и есть действительная задача современной школы .Благодаря тематическим дням выделяются дети, обладающие яркими, очевидными, выдающимися в том или ином виде деятельности способностями.И, я уверена, что создавая определенную атмосферу на уроке, давая возможность проявиться индивидуальности ,с каждым годом таких детей будет больше!
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены