РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приёмы формирования и стимулирования положительной мотивации младших школьников

Шкилёва Н. В., учитель начальных классов
МОУ «Бессоновская СОШ»
Белгородской области

Опрос детей, поступающих в школу, убедительно показывает, что ребята не хотят жить беззаботно и бездумно. Они хотят познавать, общаться, действовать. И очень важно создать такие условия, в которых естественные возрастные потребности ребенка (в познании, общении, деятельности) будут удовлетворены.

Для учебной деятельности в условиях развивающего обучения особенно важны мотивы интеллектуально – познавательного плана. Это именно та группа мотивов, которая соотносится с познавательной деятельностью ребенка, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный тон. Следуя таким мотивам, ученик увлеченно и настойчиво работает над решением учебной задачи, исключая другие побудительные и отвлекающие факторы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что учебная деятельность должна быть доступна и интересна ребёнку. Только в этом случае у учащегося складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что, в свою очередь, стимулирует мыслительную деятельность, развивает творческое мышление и воображение учащихся, не отражаясь на их здоровье. Опыт показывает, что познавательный интерес, возникающий в процессе учения, является самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач.

Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идёт о правилах правописания?

Каждый учитель, сталкиваясь с этими проблемами, находит оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приёмы, в силу которых он верит. Один из таких приёмов – игра. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Какой звук чаще всего слышим?» «Кто точнее?» «Что из чего сделано?» Для развития аналитико-синтетических умений используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний текст» и др.

Активно вводятся в учебный процесс занимательные упражнения развивающего характера, которые направлены на развитие личностно-мотивационной сферы ребёнка, памяти, внимания. пространственного воображения. Следует также отметить, что игровой, увлекательный материал таких заданий помогает детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Для лучшего усвоения учащимися фактического материала, тренировки памяти используются кроссворды, которые подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. Разработанные нами тематические кроссворды не только вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение, но и таят в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка. Ребята активно включаются не только в процесс разгадывания кроссвордов, но и их составления. И у многих это получается довольно успешно.

Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, причём, не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимым поиск и применение приёмов, основывающихся на физиологических возможностях растущего организма. Физиологами и психологами доказано, что дети младшего школьного возраста могут активно и полноценно работать в течение 15 минут, после чего обязательна смена деятельности. Поэтому очень важно проводить интегрированные уроки, где одной теме подчиняются разные виды деятельности.

Так, нами разработан интегрированный курс «Школа здоровья», задачами которого являются не только формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, но и сохранение народных традиций на основе жанров русского фольклора.

В разработанные уроки и внеклассные мероприятия включены загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой.

Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя).

Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной работы, например:
- Работа в парах, задать друг другу вопросы
- Игры на внимание
- Провести небольшую беседу

У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряжённости при выполнении учебных заданий.

На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяется учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели контролирующей и оценочной функции учителя. Педагогическое значение этой деятельности таково:
- У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты;
- Воспитываются самостоятельность и ответственность школьников;
- Формируются важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка. Активная позиция школьника в процессе обучения, учебно-познавательная мотивация должны распространяться и на контролирующую деятельность. Особенностью этой деятельности является следующее:
1. Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем других».
2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание своего мнения.
Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить более верное решение учебной задачи используем такой прием: детям предлагаем выбрать сигнал ответа:
- Красный круг – сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться;
- Синий квадрат – могу доказать.

Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение.

Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены