РАЗРАБОТКИ

Другие модули


ОБУЧЕНИЕ ВСЕГО КЛАССА С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБУЧЕНИЕ ВСЕГО КЛАССА С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В современной российской школе, как и много лет назад, основной и практически единственной формой организации учебной деятельности остаётся классно-урочная. Ещё её основоположник, великий чешский педагог, священник Я. А Коменский считал, что различие способностей есть не что иное, как отступление от естественной гармонии или недостаток её. «Наш метод …- писал он – приспособлен к средним способностям, чтобы сдерживать наиболее даровитых и подгонять вялых».
В настоящее время идёт поиск новых форм организации обучения.
К числу наиболее перспективных моделей организации обучения относится вариант, названный «коллективной формой организации учебной деятельности» (В.К. Дьяченко). Главное, «все обучают каждого, и каждый обучает всех». Каждый ребёнок, изучив определённый фрагмент учебного материала, объединяется с другим ребёнком, и они обучают друг друга. Затем эта «диалоговая пара» разрушается, эти дети объединяются в пары с другими детьми, и вновь начинается взаимное обучение. Учитель осуществляет квалифицированное руководство, работая то индивидуально, то с «диалоговой парой», то со всем классом одновременно. В основе – принцип «Обучая других, обучаешься сам» (Я.А. Коменский).
Класс-лаборатория, где ребёнок будет сам добывать знания. Помещение делится на «предметные мини-центры» (аналогично «уголкам-ателье» С. Френе) по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей. Дети сами объединяются по интересам. Данная работа проводилась с дошкольниками О.В. Цаплиной и доказала эффективность для одарённых дошкольников и мало пригодна для остальных детей. Явление интеллектуальной инициативы – свойство только одарённых детей. Для детей так называемого «среднего уровня развития» более продуктивна «жизнь по звонку». Условия школьного регламента соответствуют этому.
Конечно, эффективность отдельного урока во многом зависит от таланта учителя, степени его заинтересованности в своей работе, от соответствия предъявляемых задач реальным возможностям учеников и прочих обстоятельств.
Одним из важнейших способов избавления от унифицирующего влияния традиционной системы образования во все времена был путь дифференциации обучения. Но видов дифференциации обучения существует намного меньше, чем индивидуальных особенностей детей. Какие особенности следует учитывать при организации работы с детьми? Безусловно, те, которые могут стать причинами школьной неуспеваемости. Можно выделить 4 основные причины школьной неуспеваемости:
1. Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать по времени со стадией нормального функционального развития мозга ребёнка, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач. Может ли учитель успешно обучать, если в одном классе учатся первоклассники от 6,5 до 8 лет. Именно таков возрастной диапазон поступления в школу.
2. Отставание в анатомическом развитии отдельных структур мозга ребёнка и, следовательно, в формировании функциональных систем психики.
3. В процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.
4. Предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов.
Особенности познавательных процессов детей с разным типом функциональной асимметрии полушарий.
Теория функциональной ассиметрии полушарий головного мозга за последнее время достигла достаточного уровня развития. Накоплен богатый теоретический и практический материал. Однако в практике обучения дошкольников и младших школьников он мало используется.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
• Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.
• Доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение.
• Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий.
Педагоги должны знать, что функциональная асимметрия мозга определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Причиной запаздывания в развитии на ранних этапах (до 9-10 лет) может стать тип межполушарной ассиметрии. В перспективе такой ребёнок обгонит своих сверстников в интеллектуальном плане. По некоторым данным, созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, поэтому многие исследователи считают, что до 9-10 лет ребёнок является существом «правополушарным».
Учитывая эту особенность, нельзя допускать перегрузку левого полушария. Это приводит к хроническому интеллектуальному стрессу. Возникновению неврозов способствует «левополушарный» акцент в обучении. Поэтому следует сочетать разные виды деятельности, уравновешивая интеллектуальные занятия с музыкой, танцами, играми.
Если дети имеют задержку в развитии речи в первые годы жизни, или сейчас не выговаривают отчётливо ряд звуков, у них доминирует правое, неречевое полушарие и преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.
Обучая правополушарных детей решению задач, следует опираться на конкретные бытовые ассоциации, используя не линейную логику, а образное мышление.
Другие факторы риска:
• Учебники ориентированы на один стиль обучения и часто на полушарную модель автора.
• Существует закон нейропсихологического соответствия учителя и ученика («люблю того, кого умею научить»).
• Несовпадение стилей учеников и родителей, участвующих в процессе обучения.
Половые различия латерализации полушарий.
У мальчиков процесс разделения функций полушарий идёт быстрее, чем у девочек, что проявляется в поведенческом плане – упрямство в 2-3 года. Активность левого полушария у мальчиков нарастает быстрее, а у девочек до 13 лет – пластичность мозга, эквивалентность его половин. Поэтому только к 13 годам определяется, насколько успешно обучается девочка иностранному языку или математике (если преобладают левополушарные функции).
При одной и той же методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
Отношение девочек к формам и содержанию учебной работы более лояльное, но критичное к социальным формам. У мальчиков резко выраженный негативизм к системе школьных взаимоотношений и учебной работе вообще.
Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям, выше беглость речи и они лучше и быстрее понимают письменный текст. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.
Девочки после начала занятия быстрее набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя, ориентируясь по девочкам, строят урок на пик их работоспособности. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. Когда мальчики набирают пик работоспособности, девочки уже устали, учитель начинает снимать нагрузку. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.
Девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Девочки потом доводят их до совершенства.
У девочек в ситуации, вызывающей эмоции, возрастает тонус коры мозга. Мальчики быстро снимают напряжение и включаются в продуктивную деятельность.
Девочки больше опираются на механическую память, получают пятёрки и быстро забывают заученное. Мальчики способны дольше сосредотачиваться на проблеме.
Если учитель хочет эффективно построить процесс обучения, надо создавать на уроке условия для выполнения заданий разными способами, подхватывать идеи, выдвинутые разными детьми: мальчиками и девочками, право- и левополушарными.
Учителю следует также учитывать особенности достаточно многочисленной группы обучающихся – леворуких детей.
Особенности обучения и развития леворукого ребёнка.
1. Нельзя переучивать леворукого ребёнка: леворукий ребёнок более подвержен невротизации.
2. Для леворукого ребёнка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
3. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие.
4. Для леворуких трудна работа в больших группах при жёстко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жёсткого регламента, строгого подчинения.
Когнитивные (познавательные) стили.
Помимо вышеуказанных особенностей, существует ещё различие в когнитивных стилях. В литературе называется более 10 когнитивных стилей:
1. Конкретность – абстрактность.
2. Узкий – широкий диапазон эквивалентности.
3. Узость – широта категории.
4. Ригидный – гибкий познавательный контроль.
5. Фокусирующий – сканирующий контроль.
6. Сглаживание – заострение.
7. Импульсивность – рефлексивность.
8. Когнитивная простота – сложность.
9. Поленезависимость – полезависимость и др.
Чтобы выявить интеллектуальный потенциал учеников существует немало способов. Много лет я использую методики, позволяющие оценить не только педагогическую, но и психологическую готовность к школе. На каждого ученика составляется развёрнутая характеристика, которая учитывается при подборе оптимальных программ и методов обучения всего класса. Однако в их реализации существуют объективные трудности, которые достаточно хорошо изучены и отражены в теоретической и методической литературе, но недостаточно учтены в практике.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены