РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Чендолеева Наталья Андреевна. Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя.

Чендолеева Наталья Андреевна,
МОУ СОШ №2 с.Греческое Минераловодского района Ставропольского края,
учитель истории и обществознания.
Тема эссе: Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя.

В нашей жизни все так переплетено и взаимосвязано…
Учитель – в большинстве своем, еще и родитель. Я – учитель и родитель. А, может, и наоборот…
Плохая мать не может быть хорошим учителем. Глубоко в этом убеждена. Чему можно научить или как можно воспитывать чужих детей, не умея толково воспитать своих. Не дал ума своим – не берись за чужих.
Так что же это получается? У нас огромное количество замечательных педагогов, у которых собственные дети остались «не у дел».
Вот так, дорогие мои, воспитывайте своих детей, чтобы их могли учить другие.
Считаю, что ни один педагог не умеет одинаково хорошо осуществлять и образовательную и воспитательную функции. Как бы красиво и правильно не были сформулированы цели к уроку или мероприятию, воспитательный посыл в лучшем случае отразиться в душах и умах ничтожно малого количества детей. Ах, да, высокие идеи педагогики и гуманизма именно так и гласят: «Если хоть одного ребенка учитель заставил задуматься или сподвиг на хороший поступок – он достиг цели».
Я – скептик, да, да, я – педагог – скептик. Потому что мой жизненный опыт мешает мне принимать на веру все педагогические постулаты по части воспитания, которые так скрупулезно вкладывали в меня все годы обучения в педагогическом училище, а потом и в педагогическом вузе. Прихожу к выводу, что решающую роль в воспитании играет не школа (какие бы именитые и заслуженные учителя в ней не работали), а семья.
Представьте себе, в школе на классном часе учитель с воодушевлением рассказывает ученикам о вреде алкоголя (конечно же в рамках месячника, посвященного здоровому образу жизни) о высоконравственных поступках, а потом ребята идут домой, в семью, где папа не совсем, извините, трезв. И это в лучшем случае, только папа. А бывает и мама. В семью… где родители радостно сообщают друг другу о том, что им удалось сегодня украсть, прошу прощения, взять, что плохо лежало и принести с работы (а иначе, что это за работа, с которой принести кроме зарплаты нечего?). В семью… где родители при детях, не стесняясь в выражениях, «перемывают кости» своим родственникам, знакомым, соседям.
Я статистику не веду, но мало кто поспорит, что таких семей в лучшем случае – пол России.
Так вот, чтобы не попасть в эту половину стремлюсь быть хорошей мамой, хорошим учителем… хорошей женой (а это уже тема совсем другого эссе.) Ага, сижу тут, пишу в десять вечера, вместо того, чтобы почитать ребенку перед сном книгу. Но не обо мне речь…
А что есть норма воспитания? Кнут и пряник? Когда моей старшей дочери было года четыре, она провела день с бабушкой и констатировала мне вечером: «Мама, меня сегодня бабушка била, но не помогло». Что? Не педагогично? Некоторые сейчас читают и думают: «Зато действенно». Без комментариев.
Я сейчас сама себе буду противоречить. Ну, да, ладно, рассуждать так рассуждать. Есть педагоги, которые действительно воспитывают. Вот вам пример. В одной из наших городских школ, где, кстати, учится (заметьте – учится, а не воспитывается) и моя старшая дочь, учитель истории организовала команду КВН. Команда настолько успешно выступает, что дети уже два раза были во Франции на фестивалях. Зажатые, стеснительные дети, попав в этот коллектив, просто раскрываются. Их просто нельзя узнать, настолько они меняют свою жизненную позицию с пассивной, неуверенной на активную, смелую. Вот это воспитание!
Далеко не каждый учитель, и уж тем более родитель, обладает подобным талантом зажечь, увлечь, помочь раскрыться ребенку. А этот учитель смогла.
Воспитывают только Личности. А какая ты Личность, если твои мысли о том, что до зарплаты еще неделя, а в кармане и в холодильнике уже пусто. И приходится соображать как приготовить вкусный ужин из макарон и как объяснить своему ребенку, почему одноклассники поедут на выходные в цирк, а он нет. И как отремонтировать не кстати сломавшийся каблук на единственных туфлях… Когда я вышла из декретного отпуска и озвучила мужу свой оклад в школе (то есть во сколько государство оценивает труд людей, воспитывающих и обучающих молодое поколение граждан), он ответил: «Это что? Работа для работы?» Ну, да! Мы же, педагоги - альтруисты, энтузиасты. Нам просто меда не надо, дай только кого-нибудь поучить, повоспитывать, а есть, пить и одеваться нам совсем не обязательно. Ха, ха, на том и держимся.
Так, хватит шутить… сквозь слезы, хватит отступать от темы. Будем серьезны. Думаю так: воспитываешь других – учи и воспитывай и себя. Потому как только состоявшаяся, самодостаточная, самореализовавшаяся личность может повлиять на формирование личности ребенка (школьника, ученика). В этом и есть суть воспитания.
А учить… Однажды я наткнулась на замечательное философское высказывание: «Кто умеет – делает, а кто не умеет – учит». Что-то в этом есть…
Не правда ли?..
Всего комментариев: 12
avatar
1 anizotrop • 08:40, 01.10.2011

Не эссе, а крик учительской и родительской души. Признаваясь в скептицизме, хороший учитель всё же продолжает учить, воспитывать, растить. Значит, его оптимизм еще не угас окончательно и пока еще перебарывает скептицизм. Будем же оптимистично надеяться, что в будущем оснований для учительского скепсиса будет все меньше и меньше. Если оптимистов – пол-России, то, значит, выживем!
avatar
2 капа • 19:46, 01.10.2011

спасибо. я действительно "кричала".
avatar
3 Ирина_Евгеньевна • 13:31, 02.10.2011

Наталья Андреевна, наткнулась наконец-то и на свое, и на ваше эссе. Почему-то первые работы оказались в конце. Знаете, мне было очень приятно читать ваши мысли о воспитании! И ваш скепсис мне по душе. Хотя я все-таки хочу поспорить. Множество детей из семей, в которых были родители-полудурки или пьяницы, учились в нашей школе. И я бы не сказала, что школа не может излечивать души, изуродованные родителями. Радуемся, когда ребенок вырастает (не без наших с вами стараний) вполне нормально адаптированным к обществу и добивается каких-то успехов в жизни. Несмотря на мой неисчерпаемый оптимизм - пятерочка вам, коллега, за умение интересно выражать свои мысли!
avatar
4 капа • 17:47, 02.10.2011

Спасибо. Очень хочу с Вами согласиться, но то, что я вижу вокруг себя, в своей школьной практике, скорее убеждает меня в обратном. Все-таки яблоко от яблони далеко падает крайне редко.
avatar
5 NURIA • 20:54, 04.10.2011

внимательно читала вашу статью, интересно изложено, спасибо. вот только хотелось бы уточнить, вы не ошиблись, написав "В одной из наших городских школ, где, кстати, учится (заметьте – учится, а не воспитывается) и моя старшая дочь.."?
avatar
6 NURIA • 20:56, 04.10.2011

вы так смело разделили эти понятия - учится и воспитывается.
avatar
7 капа • 00:25, 05.10.2011

смело, потому что в современной системе образования (в отличие от, например, дореволюционной) дети в школах - ученики, а не воспитанники. Вдумайтесь, почему так?
А, вообще, спасибо за внимание к моей работе, польщена.
avatar
8 Ishina • 21:55, 05.10.2011

Уважаемая Наталья Андреевна! Жизненное эссе у Вас получилось! Прочитала и согласилась со всеми доводами о социальной жизни. В то же время, это повод заниматься самовоспитанием, иначе невозможно найти истинные корневые истоки воспитательного процесса. То, что Вас не остановила формулировка «работа для работы» - говорит о том, что в вас присутствует педагогическая ценность: Я – Учитель, Я – Воспитатель, Я – Человек. И это Вы сформируете в своих воспитанниках. Спасибо Вам!
avatar
9 капа • 23:17, 06.10.2011

спасибо за добрые слова. Очень важно их слышать (читать). Только вот... все наши беды, возможно, в том, что мы часто ставим на первое место "Я - Учитель", а не "Я - Человек". Извините, наверное, придираюсь сильно к словам. Уважаю Ваше мнение.
avatar
10 Ishina • 20:55, 07.10.2011

Уважаемая Наталья Андреевна! Учитель - всегда звучало и звучит гордо, несмотря на ту плачевную ситуацию, в которой оказались учителя. Для меня заключительное слово - Я - Человек, как подведение итога (обобщение, если хотите). Здесь есть некоторая неразделимая взаимосвязь: Учитель – Воспитатель – Человек, от перестановки мест слагаемых сумма (смысл) не меняется (как мы знаем). Скорее всего, меняется созвучие.
avatar
11 dorofeeva • 02:41, 12.10.2011

Наталья Андреевна, да не отчаивайтесь вы так, - это первая мысль, которая пришла мне в голову после прочтения вашего эссе. Так хочется Вас поддержать, эссе отличное, грустное правда. Но я учитель - оптимист уже 22 года, да, и времени на своих не хватало, и денег, но не могу пожаловаться, что дети плохие. То, что вы так болеете душой за положение педагога, говорит о вас, как о человеке, который глубоко переживает за всё. Сама часто испытываю боль и стыд за других... И всё же нужно верить в лучшее, не унывайте, здоровья вам и вашей семье!
avatar
12 Kfhbcf • 20:34, 21.10.2011

Смело! Жизненно! Самобытно! Искренно! Мне очень понравилось!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены