РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Лемешкина Ирина Евгеньевна. Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример

Лемешкина Ирина Евгеньевна,
учитель химии и биологии
МОУ Лемешкинской СОШ Руднянского района Волгоградской области
Тема эссе: Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример


Думаю, что не открою Америку, если скажу, что воспитание и обучение в школе должны быть неразрывно связаны, и нельзя отдавать приоритет ни первому, ни второму. Наше учительское предназначение – помочь разобраться не только в сложностях школьных наук, но и в задачах, которые ставит перед маленьким человеком жизнь. Если этому не сумели научить родители.
Расскажу о двух своих «открытиях», сделанных в первые годы работы. Может быть, именно благодаря им я еще люблю свою профессию и чего-то в ней достигла.
Вспоминаю свой первый рабочий день. Полнейшая каша в голове из Макаренко, Песталоцци, Сухомлинского и еще десятка великих педагогов, плюс Менделеев, Бутлеров и Дарвин. Ступор при виде великовозрастных детин, у которых предстоит быть классной мамой. Тоже мне - мама, на шесть лет старше… Не помню практически ничего с того жуткого начала педагогической карьеры, но тот десятый класс полностью выбил из головы все, чему меня учили, и заставил идти вслепую, методом проб и ошибок. Ошибок было гораздо больше, чем удач. Поняла одно: нельзя говорить «нельзя» - дети все сделают наоборот. При этом почему-то на слово «надо» они тоже реагируют негативно. Господи, ну как же заставить их подчиняться?
Тогда еще мыли в кабинетах полы дети. И это была проблема номер один – зачастую прихожу на работу, а класс не вымыт. И криками, и уговорами, и тасканием к директору – не помогает. Однажды утром взяла тряпку, подоткнула подол и вымыла класс сама. Без швабры. Они переодевались в моем кабинете и видели этот процесс. Не знаю, был ли у них между собой разговор, но с тех пор дежурство наладилось. Я вывела для себя простую истину: у этих детей есть совесть, и на этом можно сыграть. Когда был трудовой десант, я хваталась за свеклу, арбузы, грабли или тяпку первая и работала как одержимая, практически не оборачиваясь: знала, что за мной идут.
Следующих – четвероклашек - я уже не боялась. А с тем методом своим - методом личного примера - не рассталась до сих пор. И еще сделала одно открытие: с детьми можно подружиться, проводя больше времени вместе вне школы. В теплое время года – походы в выходные куда-нибудь подальше, как они говорили - «чтобы было страшновато ночью». И при всяком удобном случае я тащила учеников к себе домой. Вечера, репетиции, выпуск стенгазет – всё у меня. Вместе лепили пирожки и устраивали чаепития. Спасибо мужу – он с пониманием отнесся к моим причудам. А мои собственные дети таким гостям были всегда рады.
Эти два «открытия» позволяют мне легко (или не очень легко?) завоевывать авторитет. Ну а дальше – всё просто: твои слова уже имеют вес, к ним прислушиваются, твое мнение уважают. Может быть, тебя даже любят. И не хотят огорчать. В собственном классе ты – герой, в своих воспитанниках уверен. А вот с другими посложнее. Там авторитет зарабатывается на уроках, а это, к сожалению, процесс, который не всегда приводит к успеху…
Вот и всё. Я не воспитываю, я просто живу и показываю пример. И учу азам своих любимых наук - химии и биологии.
Всего комментариев: 19
avatar
1 anizotrop • 08:50, 01.10.2011

Эссе написано с добрым юмором и самоиронией. Главные учительские приёмчики автора, казалось бы, проще некуда: смотри и делай как я; будь добр и приветлив, как я. И не надо "воевать" с учениками, бери на вооружение любой мой метод и пользуйся им на здоровье. Если сможешь, конечно.
avatar
2 капа • 21:34, 01.10.2011

я бы с удовольствием полепила с Вами пирожки, Ирина Евгеньевна. Поддерживаюи разделяю Ваши взгляды.
avatar
3 Ирина_Евгеньевна • 12:08, 02.10.2011

Спасибо, коллеги, за комментарии. На сколь-нибудь высокое место в конкурсе не рассчитываю: вижу работы конкурсантов и все более убеждаюсь, что мне до многих далеко. Но с удовольствием поучаствовала в конкурсе эссе, захотела поделиться своими наблюдениями и открытиями своих маленьких Америк, которых у всех нас, работающих с детьми, хоть отбавляй. Ведь дети - это целый мир, подаренный нам профессией: бери и открывай, и исследуй, и удивляйся, и восхищайся!
avatar
4 да6013 • 15:24, 02.10.2011

Очень понравилось Ваше эссе. Большое спасибо Вам. Я тоже люблю принимать участие в конкурсах. Желаю удачи!!! biggrin
avatar
5 идея • 16:04, 02.10.2011

Ирина Евгеньевна, спасибо за искреннее эссе. Да, в педагогике открытий немного, но главное нужно сделать каждому учителю: "Будь примером во всём!"
avatar
6 Илион • 07:13, 03.10.2011

Молодец! Ставлю "5"! biggrin
avatar
7 Ирина_Евгеньевна • 23:27, 03.10.2011

Спасибо за "5", Илья Владимирович! Кстати, ваше эссе мне тоже очень понравилось. Всем рекомендую его прочесть и проголосовать.
avatar
8 YuliaG • 20:11, 07.10.2011

Ирина Евгеньевна, здорово! С юмором! Ставлю Вам 5+! smile
avatar
9 Ирина_Евгеньевна • 17:02, 08.10.2011

Алексей Михайлович, я такая же живая, как и вы, и Юленька, и все мы здесь, кто участвует в работе портала под своими именами, делится разработками, статьями, мыслями и переживаниями и не боится критики. Очень ценю ваше мнение обо мне и моей работе, коллеги! Спасибо! Ваши работы я тоже высоко оценила, они очень искренние и в чем-то похожи между собой: молодые педагоги начинают воспитание детей с воспитания себя самого... applause
avatar
10 Лес-Ник • 21:36, 08.10.2011

Ирина Евгеньевна, в конкурсе я не участвовал, но прочитал и оценил много работ коллег. Только Вам от меня "5". Вы это по праву заслужили!
avatar
11 gal-ramazan • 22:28, 08.10.2011

Вот эти простые истины педагогичесой работы многие учителя не понимают или не хотять понимать, а как хорошо пошла бы их работа, если они играли и работали вместе с ребятами.
avatar
12 Ishina • 11:05, 10.10.2011

Уважаемая Ирина Евгеньевна! Ваши эссе подчёркивают, именно, индивидуально – интуитивный взгляд на воспитательный процесс. Ваше парадоксальное умение письменно «разговаривать» удивляет и восхищает, поэтому без комментариев с моей стороны, а просто «отлично». Спасибо Вам!
avatar
13 Ирина_Евгеньевна • 22:54, 10.10.2011

Благодарю вас всех за комментарии к моей работе. Многое из того, что мне казалось важным, осталось вырезанным. Когда я отправляла работу, было требование к эссе - 4000 знаков с пробелами. Вот и пришлось кромсать.
avatar
14 Ирина_Евгеньевна • 21:46, 11.10.2011

Вчера было 4,3 балла, сегодня уже 3,9: кто-то усиленно убирает с дороги конкурентов)))
avatar
15 marijiwanownamojmama • 13:26, 15.10.2011

Ирина Евгеньевна, здравствуйте. Вы своей работой полностью подтверждаете все мысли великих педагогов, которые вы изучали. Они и писали , потому что прошли свой путь педагогического становления. Читаю и себя вижу. Я вас очень хорошо понимаю, я тоже так живу. Всегда говорю, что "какая я, такие мои дети". А в душе ношу всегда образ своих родителей и некоторых учителей. Если б учителя так не работали, даже немногие, школа бы давно развалилась. По большому счёту мы своим трудолюбием, честностью, готовностью во всём разобраться и понять многих детей поддерживаем, многим помогаем увидеть непонятное им и понять, многих просто спасаем. Я рада, что прочитала вашу работу. Спасибо.
avatar
16 ДобрынинаЛюдмила • 17:28, 15.10.2011

Ирина Евгеньевна, Вы открываетесь с новой стороны. С приятной стороны. Спасибо.
avatar
17 Татьяна54 • 16:51, 16.10.2011

Казалось бы, как просто, а ведь как верно! Здорово!Только 5+!
avatar
18 Тильда • 20:05, 16.10.2011

Прочитала Вашу статью, Ирина Евгеньевна, и вспомнила слова Оптинского старца Амвросия - "где все просто, дам ангелов до ста, а где мудрено - там ни одного." Я бы эти слова поставила бы эпиграфом к Вашему эссе. И живете Вы правильно, и написали хорошо!
avatar
19 venechka • 00:39, 22.10.2011

Замечательно, что в наших школах трудятся такие добрые учителя. Успехов вам в этом нелёгком деле! И новых побед!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены