РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Лемешкина Ирина Евгеньевна. Три слагаемых школьного воспитания

Лемешкина Ирина Евгеньевна
учитель химии и биологии
МОУ Лемешкинская СОШ Руднянского района Волгоградской области
Тема эссе: Три слагаемых школьного воспитания

«Работа учителя – сизифов труд. Сколько ни вдалбливай доброго и вечного в нерадивые головушки учеников, все как об стенку горох. А виноваты родители: что закладывают в ребенка с пеленок, то и проявляется».
В этих рассуждениях, конечно, есть доля истины. Но только меньшая доля. Школа обладает мощным воспитательным воздействием на ребенка, хотим мы этого или не хотим. Ученик меняется в школе изо дня в день, причем всегда – в лучшую сторону.
Попробую это доказать.
По моим наблюдениям, есть всего три существенных фактора воспитательного воздействия школы на ученика.
Первый – это коллектив. Человек – животное социальное, поэтому каждый, попавший в коллектив, пытается к нему приспособиться. Не хочешь быть покусанным, прими законы стаи. Они просты: «Не жадничай, не ябедничай, не зазнавайся, не обижай, - в общем, не вреди ни словом, ни делом. И помоги другому чем можешь. Тогда тебя примут за своего». Дети очень быстро усваивают этот кодекс чести, и вскоре такое поведение становится потребностью. Незаметно исчезают, перевоплощаются в хороших ребятишек ябеды, жадины и прочие, не вписывающиеся в этот кодекс. Некоторые уже в первые годы, остальные классу этак к восьмому. Правда, не все. Особо стойкие либо находятся в состоянии вечной войны с одноклассниками, либо прячутся в свою раковинку. Иногда в коллективе набирается кучка таких «неподдающихся», поддерживающих друг друга, и тогда мы называем это трудным классом. Был случай, когда мы оставили в восьмом классе на второй год одного из таких неподдающихся, причем подобных ему хулиганов было больше половины класса. И что? А то, что в девятом наш Влад, попавший в хороший класс, вызывал только положительные эмоции окружающих и удивление. То, что не могли сделать ни учителя, ни психолог, ни семья, легко сделал школьный коллектив. А мы, глупые, боялись, что он испортит класс…
Второй воспитательный фактор – это учитель. Всем знакомо желание первоклассника быть похожим на своего учителя. Для него учитель – это кумир, почти бог. Мудрый и справедливый, добрый и всемогущий. Ученик копирует его манеры, его речь, принимает его истины как свои. К сожалению или к счастью, очень скоро – уже лет в 10 – ребенок начинает критически оценивать своих учителей, и не дай бог здесь нам дать промах – авторитет будет потерян безвозвратно. Поэтому имеет очень большое значение, кто именно будет классным руководителем у ребенка в 5 классе, сможет ли этот человек завоевать доверие и стать образцом для подражания. Кстати, о подражании. Многие замечают, что класс становится похож на своего классного руководителя. И, увы, бывает, что учитель, опаздывающий на уроки, неисполнительный, неаккуратный и ленивый, через короткое время заражает этими «болезнями» весь класс.
Конечно, нельзя не сказать о роли учителей литературы и обществознания – они формируют мировоззрение школьников, и если дети уважают учителей, то на многие вещи смотрят их глазами. Мой племянник, студент истфака - страстный поклонник президента Беларуси Лукашенко. Оказалось, что его школьный учитель истории часто приводил в пример этого человека как самого дальновидного политика.
Ну и третий воспитательный фактор – это устав школы. Строгий распорядок дня, правила поведения в школе, необходимость организовывать свой учебный труд на уроке и дома – всё это дисциплинирует человека, учит его выполнять не только то, что хочется, но и то, что надо. Если в семье ребенок был с рождения и остается иногда до старости царем, то в школе он неизбежно научится играть роль слуги. Можно в качестве параллели привести пример армейского перевоспитания «маменькиных сынков». Школа – это тоже подобие армии, здесь свой устав и свои командиры, которые «всегда правы» и которым нужно беспрекословно подчиняться.
Итак, вывод: всякие нравоучения бесполезны, поскольку не они воспитывают человека, а коллектив, личность учителя и школьный устав. Поэтому – долой план воспитательной работы, нудные обязательные мероприятия. Воспитание – это спонтанный и непредсказуемый процесс.
Всего комментариев: 17
avatar
1
1 anizotrop • 08:53, 01.10.2011

В эссе приведены интересные поучительные примеры из практики воспитания. И аргументация авторских размышлений такова, что не поспоришь. Вывод же сделан на основе некой особенной логики, ибо так и хочется его продолжить – … долой всех (со своими планами), мешающих спонтанности и непредсказуемости воспитания. Наверное, это тоже юмор.
avatar
1
2 капа • 21:30, 01.10.2011

революционно ("...долой...") и правильно.
avatar
3
3 Ирина_Евгеньевна • 12:17, 02.10.2011

Александр Иванович, это не совсем юмор. Пользы от воспитательных мероприятий я давно не вижу. И само слово "мероприятие" внушает отвращение. Это что, "принятие мер"? Лучшее воспитательное воздействие имеет простая беседа взрослых с детьми на разные темы во время какого-нибудь совместного дела. Только так можно достучаться до детского сердечка.
avatar
4 учитель-логопед • 18:04, 02.10.2011

У вас замечательная работа, но веет от неё злостью, агрессией. Я в отличии от вас вам не поставлю низкий балл.
avatar
1
5 anizotrop • 02:17, 03.10.2011

У детей есть своеобразный способ выявления сильнейшего. Толком еще не умея драться, они пихаются. И кто последний это сделает – тот и победитель. Хоть пальчиком коснуться, но надо обязательно сделать это последним! А еще лучше пихнуть два раза последним, для надежности. Так сказать, контрольный пих. Тычки могут продолжаться надоедливо долго, как болезнь. Со стороны смешно, но дети этого не замечают - у них все по-серьезному. Время это лечит. Дети взрослеют, и такая болезнь обычно проходит сама, но, видимо, не у всех.
avatar
1
6 Илион • 17:42, 04.10.2011

А ведь такое эссе написал биолог! Молодец! Форма задания выдержана однозначно.Вывод сначала удивил меня. Но потом я понял, что доля правды в этом есть. У меня уже был выпуск. И дети вспоминают те уроки, на которых я с ними говорил на ИХ темы. Иногда, действительно, важнее ПОГОВОРИТЬ о важном, насущном, нежели ПРЕПОДАТЬ очередное правило по русскому и т.д.. Вспомнился фильм "Дети Дон Кихота". Помните, там у молодого студента пед. вуза спросили: "Каким должен быть учитель?", и он ответил, что учитель должен быть таким, чтобы я его смог вспомнить.
avatar
7 Илион • 17:45, 04.10.2011

Отлично! happy
avatar
1
8 raduga4261 • 21:07, 04.10.2011

Ирина Евгеньевна, ваша правда, что "воспитание – это спонтанный и непредсказуемый процесс". Иногда все силы бросишь на воспитание, стараешься, а не получается. А иногда, кажется, ничего не сделал для воспитания, а получилось.
У вас получился великолепный анализ трех составляющих воспитания. Читается на одном дыхании. Емко, кратко и содержательно.
Голосую за вас! hello
avatar
1
9 Ирина_Евгеньевна • 18:28, 05.10.2011

Спасибо, коллеги! Приятно встретить тех, кто понимает или даже разделяет мою точку зрения.
avatar
1
10 kamol • 10:06, 07.10.2011

Замечательная статья. Спосибо автору.
avatar
11 YuliaG • 20:09, 07.10.2011

Ирина Евгеньевна, очень смелое эссе! Мне понравились Ваши рассуждения! wink
avatar
12 да6013 • 09:22, 08.10.2011

Очень хороший вывод. К сожалению учителей уже ни во что не считают. Так и говорят на педсоветах открыто : "Знает на два - ставьте 3" cool
avatar
13 ДобрынинаЛюдмила • 17:13, 15.10.2011

Отлично написано. Стиль легкий. Речь понятная. Мысли свежие. Это не просто дифирамбы учительскому труду, где некоторые фразы из статьи в статью кочевать начали. Чувтсвуется, что пишет человек с хорошим опытом работы в школе. Иллюзии развеялись. А умение и желание работать осталось. Спасибо. Читала с удовольствием. Со многими мыслями, высказанными автором, согласна. Правда, не со всеми.
avatar
14 ДобрынинаЛюдмила • 17:21, 15.10.2011

Цитирую :
У вас замечательная работа, но веет от неё злостью, агрессией. Я в отличии от вас вам не поставлю низкий балл.

Да дело-то не в злости и агрессии. А некоем скепсисе, наработанном за годы работы в школе. Этим статья и интересна. Надоело сладкий сиропчик хлебать. Иногда и перчик с чесночком кстати.
avatar
15 Ирина_Евгеньевна • 21:29, 15.10.2011

Спасибо вам, а то я уже совсем пригорюнилась: не пойму, где тут злость и агрессия... И ниже пятерки я НИКОМУ не ставила. sad
avatar
16 Илион • 18:37, 16.10.2011

Ирина Евгеньевна, сколько людей, столько и мнений. Один ставит "5", другой-"2". Поэтому на сегодняшний день нет ни одной "пятёрки" в рейтинге! Злости и агрессии у вас, на мой взгляд, нет!
avatar
17 Kfhbcf • 20:29, 21.10.2011

Я немного перефразирую Илион и напишу так: "Я просто горжусь тем, что это написал биолог!" Приклоняю голову перед литераторами, так как пишут они, для меня высший пилотаж. Не вижу здесь агрессии или злобы. На мой взгляд, Ирина Евгеньевна, человек принципиальный и не боится высказывать свое мнение, даже если оно расходится с мнением окружающих. У меня это вызывает чувство уважения.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены