РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Альзинская Татьяна Владимировна. Работаешь в школе, значит, воспитывай.

Альзинская Татьяна Владимировна,
учитель иностранного языка
МОУ Белозерская СОШ Красноярского р-на Самарской обл.
Тема эссе: Работаешь в школе, значит, воспитывай.


Современная школа рассматривает, зачастую, принцип единства обучения и воспитания как некий труднодостижимый идеал. Многие учителя-предметники не берут классного руководства, мотивируя свой отказ нехваткой времени на подготовку к урокам, не говоря уж о каких-либо воспитательных делах и всего, что с ними связано. Как ни прискорбно, но таких педагогов становиться все больше и больше. Конечно, в крупных школах функции классного руководителя может выполнять классный воспитатель, но как быть школам, где относительно небольшой педагогический коллектив и молодые педагоги не хотят взваливать на себя эту ношу? Мне кажется, если ты работаешь в школе, то это подразумевает воспитание как неотделимую функцию учителя.
Согласно приказу Министерства образования и науки России от 3.02.2006 №21, воспитательные функции в образовательном учреждении выполняют все педагогические сотрудники, так неужели сложно, даже будучи предметником, стать «классной мамой» или «папой»? Опираясь на свой опыт, скажу - нет. Я работаю учителем иностранного языка в школе два года, и все это время была классным руководителем сначала десятого, а потом и одиннадцатого класса. За это время мой класс из неотшлифованного алмаза превратился в сияющий вновь открытыми гранями бриллиант. Работая над диалогами на уроке, мы учились этикету общения и взаимодействию друг с другом; изучая особенности культуры той или иной страны, воспитывали в себе толерантное отношение не только к другим национальностям, но и к самим себе; создавая проекты, развивали инициативность, творческое мышление и поисковые навыки… А с каким удовольствием ребята готовили различные сценки и миниатюры! Они привносили в них ту неповторимость, которая свойственна только по-настоящему заинтересованным, увлеченным делом людям.
Так действительно ли трудно одновременно обучать и воспитывать? Я твердо уверенна, что любой учитель при помощи своего предмета может воспитать в подрастающем поколении важные для жизни качества. Например, на уроках географии дети смогут ощутить себя Магелланами и Колумбами, Хейердаллами и Миклухо-Маклаями, вкусив радость открытий и притягательность изучения неизведанного. История воспитает гордость за предков и соотечественников, воспевая смелость и отвагу как неотъемлемые качества личности. Физика сорвет завесу тайны многих явлений, сделав их такими простыми и понятными, в то же самое время развивая способность к аналитическому мышлению и поиску истины… Как много может дать учитель, если будет не только обучать, но и воспитывать!
Мы пришли работать в школу осознанно, но с разными целями: кто-то дарить радость знаний, кто-то воспитывать настоящего гражданина своей страны, но какими бы ни были наши первоначальные мотивы нужно помнить, что предназначение учителя не в однобоком функционировании, его предназначение неизмеримо более важное. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая – вот профессиональное кредо настоящего учителя. И только тогда презрительное прозвище «урокодатель» замениться в народном сознании на уважительные «Учитель» и «Воспитатель».
Всего комментариев: 9
avatar
1 anizotrop • 11:03, 01.10.2011

Нельзя не согласиться с автором эссе в том, что "учить воспитывая и воспитывать обучая" вовсе не трудно …, если этого хотеть. Как же сделать так, чтобы этого хотели все, чтобы все наперебой стремились в классные руководители? Вот где проблема.
avatar
2 Alьt • 20:40, 05.10.2011

Cпасибо за комментарий, но мне кажется, невозможно заставить учителя быть классным руководителем, ведь быть им-это призвание и не каждый может таким стать, даже при условии каких-либо поощрений
avatar
3 anizotrop • 02:33, 06.10.2011

Во-первых, наша система может заставить учителя быть классным руководителем легко, на раз. Только особо стойкие или везучие могут временно избежать этой участи.
Во-вторых, Вы правы в том, что не все классные руководители имеют призвание и многие обходятся в работе без оного. Это плохо. При наличии же серьезного стимула, желающих занять эту завидную должность будет больше. Возникнет конкуренция, и можно будет отбирать тех, у кого призвание есть. Всем будет хорошо. Не так ли?
avatar
4 Alьt • 19:44, 06.10.2011

А каким должен быть стимул? Если в денежном эквиваленте, то сколько нужно, чтобы появились желающие? Даже при серьезной доплате классный руководитель будет выполнять свои обязанности из-за "злата-серебра", а не по причине страстного желания воспитывать в детях доброе и прекрасное. Проработав 2 года кл.руководителем и получая за класс 1300руб (за 11 чел), я работала с детьми, зная, что в первую очередь получат удовлетворение от сделанного они, сами будут стремиться потом повторить свой успех.
avatar
5 anizotrop • 09:37, 08.10.2011

Без поддержки, без хорошего надежного тыла любая борьба, любая серьезная работа обречена на провал. Особенно, если она протяженна во времени и требует не сиюминутных сверхусилий, а ежедневного упорного труда. Именно такой особенностью отличаются обучение и воспитание. Для учителей (а это в подавляющем большинстве - женщины) тыл - это семья, неплохо зарабатывающий муж, и даже родители-пенсионеры. Бывают, конечно, исключения, но они лишь подтверждают правило. Должность освобожденного классного руководителя при добросовестном к ней отношении требует много сил, времени и таланта. Быть образцом поведения и подавать примеры высокой нравственности и духовности непросто, когда постоянно думаешь о том, как заткнуть прорехи в семейном бюджете. Если бы классный руководитель получал зарплату, достаточную для безбедного существования и нормального содержания своих детей, то (я уверен в этом) отдача от его работы многократно перекрыла бы все затраты. Будут, естественно, и злоупотребления - без этого не обойдется, но хоть можно будет законно и строго спросить с нерадивых и мало талантливых. Да и не задержатся они надолго на такой беспокойной должности, как Классный руководитель и Воспитатель.
avatar
6 Alьt • 21:59, 11.10.2011

Не могу с вами не согласиться насчет тыла. Но дом-это одно, а работа-другое. Работая, мы реализовываем свой потенциал, раскрываем свой талант, оттачиваем каждое слово, движение, чтобы донести до учащихся желаемое. Дети весь день в школе, возле нас, и с кого им брать пример, у кого учиться правильно вести себя, делать нравственный выбор как не с нас, учителей? Я думаю, воспитание неотделимо от обучения, и просто работать в школе ради преподавания дисциплин не дает в полной мере быть и называться "учителем".
avatar
7 anizotrop • 14:03, 12.10.2011

То есть, Вы считаете, что учитель без классного руководства – это неполноценный учитель? И его готовность работать классным руководителем (а работка-то не малая, и не из лёгких) практически бесплатно – это главное доказательство его призвания? И разве учитель-предметник не воспитывает на уроках своим внешним видом, своей точной и грамотной речью, своей доброжелательностью, своей требовательностью (прежде всего, к себе), своими обширными знаниями, которые он готов передать детям и умело делает это? Он тоже, как правило, целый день в школе и вполне может служить достойным нравственным (и не только) примером. Разве такой учитель не вполне достоин звания «учитель»?
avatar
8 Alьt • 17:18, 12.10.2011

Не поймите меня неправильно, но это лично мое мнение, не хочу никого обидеть. Да, на уроках мы воспитывае через преподаваемый материал, личный пример и тд, но на этом все и заканчивается. А ребенку нужен более близкий человек, коим в большинстве случаев является классный руководитель. Будь я очень хороший педагог, знающий свой предмет от и до, но все это в рамках урока. А после?
avatar
9 anizotrop • 14:04, 13.10.2011

И всё же: Во-первых, Вы считаете, что учитель без классного руководства – это неполноценный учитель? Во-вторых, готовность учителя работать классным руководителем (а работка-то не малая, и не из лёгких) практически бесплатно – это главное доказательство его призвания?
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены