РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Терехова Ольга Демьяновна. Нельзя воспитывать не обучая

Терехова Ольга Демьяновна
МОУ "Детский дом "Радуга" г.Юрги",
педагог допорлнительного образования
Нельзя воспитывать не обучая


Я недолго думала над темой эссе. Ведь я пять лет проработала учителем информатики (до закрытия школы в нашем детском доме). А в настоящее время руковожу студией «С компьютером на ты», благо есть хороший компьютерный класс. И когда главной задачей педагогов детского дома является успешная социальная адаптация всех ее воспитанников, то, я думаю, что не последнее место занимает умение детей учиться, логически мыслить, иметь интерес к познанию нового и, как следствие, желание и стремление получить профессию по призванию, а значит быть просто успешным.
На 95% наши воспитанники из асоциальных семей. Естественно, что никто не занимался их воспитанием, но также было очень трудно развить их способности, особенно познавательные. Только малая толика детей имела и имеет мотивацию к обучению (обучается или уже закончила ВУЗ). Основную массу воспитанников просто никто до поступления в детский дом не смог научить учиться. Это не камень в огород учителей школ, это камень в огород пьющих и колющихся родителей, кому было безразлично будущее их собственных детей. Бог им судья.
Очень трудно замотивировать таких детей на обучение. Так как первый вопрос, который они задают, когда им что-то предлагаешь: «А что мне за это будет?». Очень много говорится в СМИ, что детские дома плодят иждивенцев, привыкших на все готовое. Да, государство заботится о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Но это материальная поддержка. А что педагоги смогут вложить в головы своих подопечных – это уже другой вопрос. Поэтому постоянно педагог в поиске, как поставить свою работу так, чтобы ребенку было интересно? Конечно, приходить в компьютерный класс, да еще «залезть» в Интернет, это жуть как интересно, особенно ВКОНТАКТЕ. Но моя задача как раз оградить детей от порносайтов, жестокости и насилия, которым изобилует Интернет. Хорошо, что в настоящее время нашли свое развитие дистанционные конкурсы, олимпиады, клубы по интересам. И вроде мы работаем в Интернете, и в то же время мы УЧИМСЯ! Учимся работать с информацией, регистрироваться на сайтах для выполнения заданий, учимся оформлять ответы на задания… И в то же время мы стараемся быть коммуникабельными, толерантными.
Думаю, что не напрасно в современное образование введена новая образовательная профессия – тьютор. И не важно, кто ты, воспитатель, социальный педагог или педагог дополнительного образования. Важно, чтобы педагог работал по принципу индивидуализации. Каждому ребенку хочется, чтобы именно на него обратили внимание, заметили, на что он способен, а может пока и не способен. Важно раскрыть его способности. Не зря созданный 6 лет назад Детский фонд «Виктория» помощи детям, нуждающимся в поддержке государства, основным направлением работы выбрал создание условий для оптимального развития одарённых детей-сирот, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся. Я как тьютор вношу свою лепту в развитие познавательных способностей воспитанников.
Так, участие 11 ребят в работе виртуального учебного клуба «Флаги», созданного заместителем директора по методической работе всесоюзного лагеря информационных технологий КОМПЬЮТЕРиЯ на портале Детского фонда «Виктория», позволило повысить интерес воспитанников к таким предметам как история, география, физика, а также информатика, расширило их кругозор, позволило узнать много нового, не входящее в школьную программу. Учебный год ребята закончили очень хорошо. А один воспитанник даже бросил курить! Всем им хотелось отличиться и получить путевки в этот лагерь. Ребятами было выполнено более 40 заданий в основном на «5». По итогам работы 9 человек были награждены путевками во ВЛИТ КОМПЬЮТЕРиЯ (г.Тверь). Две команды: «Мечта» и «Супердети» приняли участие в дистанционной олимпиаде «Профориентационный марафон». «Супердети» стали победителями. Теперь, я думаю, уже нет хода назад. Ребята хотят и будут участвовать в виртуальных клубах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, потому что у них есть желание.
А это самое главное в работе педагога – сформировать мотивацию у воспитанников к развитию способностей.
Всего комментариев: 2
avatar
1 anizotrop • 04:03, 03.10.2011

Инструменты управления поведением детского коллектива (да еще со склонностью к асоциальному поведению) очень тонки и этому в педвузах не учат (наверное, многие профессора и доценты и не могут этому научить ввиду отсутствия собственного опыта). А это самое важное умение учителя. Если его нет, все остальные учительские знания бесполезны, его не будут слушать и слышать. И никакой крик, никакие децибелы здесь не помогают.

Такое умение управлять детским коллективом приходит только с годами работы, оно копится и копится по крупинке. В ход идет буквально всё, что есть за душой. Времена меняются, и остановиться в этом скопидомстве нельзя, смерти подобно (педагогической). Быстро успокоить, снять излишнее возбуждение или наоборот, активизировать внимание – важнейшие умения. Набор «инструментов» у каждого учителя, как у хорошего мастера индивидуален, со временем подгоняется «под руку». И умение им владеть передается из рук в руки. Во всём и у каждого есть свои «know how».

В спецшколах работают обычные учителя (только с чуть более крепкой и чуткой нервной системой), дают знания, дают возможность получить образование и как-то получше устроиться в жизни. И там, как и везде, есть проблемы с поведением – одних учителей "бандиты" слушают и учатся у них, а другие не могут провести ни одного урока без присутствия "дядьки с палкой". Там быстренько выясняют, кто ты есть, где ты проводишь границу допустимого поведения, и соответственно отвечают. Воздействие отметкой там выглядит просто смешно. Всё только на интерес. В этом автор эссе, безусловно, прав.
avatar
2 Ishina • 22:22, 17.10.2011

Уважаемая Ольга Демьяновна! Работа с ребятишками, обделёнными родительским вниманием, домашним уютом и ограниченными возможностями в социальном пространстве, вдвойне объёмная работа. Хвала учителям, воспитателям, которые дарят каждому ребёнку частичку тепла, заботы, любви, нежности, восполняя «родительский» пробел. Замечательно, что Вы стараетесь заинтересовать и приобщить детей к виртуальному образовательному процессу, и это воздаётся ожидаемыми результатами. «Дело – якорь для мысли, и только оно даёт мысли надлежащее направление». Спасибо Вам!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены